Службы занятости изменятся до неузнаваемости, известили «Российской газете» в Роструде. Их сотрудники станут, по сути, персональными консультантами для каждого, кто обратится к ним в поисках работы.

При нужды помогут переселиться в другой регион, подобрать детский садик для ребенка и вообще выстроить карьерную траекторию. Службы занятости народонаселения смогу выполнять и функции внешней HR-службы для компаний. И что немаловажно: практически все эти услуги при желании можно получить дистанционно. Основным онлайн-ресурсом по занятости и базару труда станет общероссийская база вакансий «Работа в России».

В России стартовал стратегически важный проект по реформированию службы занятости народонаселения. Он реализуется Рострудом под патронатом минтруда и минэкономразвития. Сейчас разрабатывают единые новые стандарты для работы служб занятости, и уже в этом году их начнут «обкатывать» в 16 пилотных регионах.

В новоиспеченных службах занятости вам смогут предложить интересные вакансии в другом регионе, расскажут об условиях жизни там, как и где снять жилье

Как изменятся службы занятости, «РГ» рассказал замглавы Роструда Денис Васильев. Основное, будет другой принцип оказания услуг. Службам предстоит перейти от отдельных запросов по обращениям граждан или работодателей к решению комплекса проблем в соответствии с житейской или бизнес ситуацией, стать современным кадровым центром.

О том, что в принципе должно измениться в работе служб занятости в итоге реформирования, рассказал «РГ» замглавы Роструда Денис Васильев.

Главное, говорит он, изменится принцип оказания услуг. Службам предстоит перебежать от отдельных услуг по обращениям граждан или работодателей к решению комплекса проблем в соответствии с жизненной или бизнес-ситуацией, стать нынешним кадровым центром.

Что это значит?

Служба занятости должна выступать для человека в роли персонального консультанта — ассистента, какой оценит его профессиональный уровень, при необходимости предложит услуги по повышению квалификации или по переориентированию в другую сферу деятельности, предоставит консультацию и рекомендации по лучшему вероятному профессиональному пути. Саму линейку оказываемых услуг также планируется обновить.

Для организации такой работы планируется коротать профилирование соискателей по навыкам, а не формальным квалификациям, изучать их мотивацию. Это позволит консультанту предложить уже готовый адресный комплексный пакет услуг и сервисов для гражданина в подневольности от его конкретной жизненной ситуации. Получится нечто вроде «продуктовой линейки» служб занятости для людей различных категорий.

«Работодателям необходимы специалисты с конкретными компетенциями, навыками. Благодаря профилированию в распоряжении служб занятости будет находиться не сухое резюме соискателя, какое зачастую содержит исключительно субъективную информацию о человеке, ищущем работу, а расширенная информация о нем, его навыках, возможностях, заинтересованностях, подтвержденная дипломами, сертификатами и другими документами», — продолжает Васильев.

Все это потребует новых компетенций и от самих служб занятости. По сути, предстоит создать новоиспеченный тип сотрудников (консультантов, профессиональных ассистентов) через специальные программы обучения и переобучения, которые также пройдут апробацию в пилотных регионах.

Консультант должен будет вести с человеком проактивную труд, основываясь на данных профилирования, если надо — предложит переобучиться. Если по профессии соискателя есть интересные вакансии в товарищем регионе — предложит переехать, предоставит всю информацию, поможет пройти дистанционное собеседование, расскажет об условиях жизни в регионе, как и где там арендовать жилье, и отзовётся на все профессиональные и «бытовые» вопросы.

Вовлеченность консультанта в жизненную ситуацию соискателя будет интенсивной, он сможет помогать человеку решать и отдельный личные проблемы, если они возникают в результате трудоустройства. Например, если женщина найдет работу далеко от дома и ей сделается неудобно водить ребенка в детский сад, служба занятости сможет предложить варианты по переводу ребенка в другой детсад, ближней к ее работе.

«Центры занятости должны превратиться из места, куда приходят в последнюю очередь по необходимости, в место, куда охота пойти и воспользоваться услугами. Наша цель — сделать так, чтобы в службе занятости люди увидели центр собственного развития и обеспечения успешности, востребованности, благосостояния», — поясняет Денис Васильев.

Добавочно планируется разработать новые подходы и инструменты по работе с категориями людей, особо нуждающихся в поддержке в трудоустройстве (выпускники, инвалиды, молодежь, дамы, бывшие заключенные, старшее поколение).

Также предполагается, что услуги служб занятости будут предоставляться по принципу «одного окна». И не лишь при очном общении или по интернету, но и по телефону, через мобильные приложения.

Принципиально по-новому будет выстраиваться и взаимодействие служб занятости с работодателями. Сейчас службе предстоит наращивать пул качественных вакансий и оказывать работодателям услуги, пока еще свойственные только кадровым агентствам, вести с ними проактивную труд.

О чем речь?

Служба занятости населения сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров. В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять доля функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах). Кроме того, служба сможет сделаться консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов или расширения производства. Также стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся на предприятии работников.

По словам Дениса Васильева, труд по подготовке предложений по модернизации службы занятости населения еще продолжается. До 1 июня будет сформирован проект единых заявок к службам занятости и направлен в минтруд для рассмотрения и утверждения. Документ будет содержать требования к помещениям и их оформлению, к регламенту труды, к квалификации сотрудников и программам ее повышения, к информатизации и автоматизации деятельности службы, к единому фирменному стилю для всех служб занятости.

Параллельно планируется сформировать систему управления качеством на федеральном степени — ведение специального мониторинга, который будет заключаться в проведении как внешнего общественного независимого мониторинга для изучения клиентского эксперимента, так и организацию внутреннего ведомственного контроля за показателями деятельности службы занятости, ее отдельных элементов на предмет соответствия стандартам деятельности. «Система может сделаться инструментом оперативного внедрения постоянных улучшений в сфере услуг службы занятости, позволит проводить агрегацию лучших здешних практик и быстро их распространять по всей стране», — поясняет замглавы Роструда. Кроме того, в деятельность всех органов занятости планируется внедрить систему экономного производства, благодаря которой можно будет постоянно проводить реинжиниринг различных процессов, в том числе связанных с документооборотом и оптимизацией пролетария места.

Комплекс мероприятий, который будет разработан в ближайшее время и направлен на согласование в правительство, будет рассчитан до крышки 2024 года.

По словам Дениса Васильева, служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на базаре труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионах, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан. «Все предлагаемые изменения необходимы в первую очередь для повышения кадрового потенциала России и, как следствие, повышения производительности труда и роста экономики. Одним из ключевых курсов в обновленной службе занятости должно стать решение не узкорегиональных проблем, а задач развития экономики и потребностей края в целом. Так, например, вопросы мобильности трудовых ресурсов, в том числе привлечения кадров на Дальний Восток», — отметил Денис Васильев.