Он на протяжении немало лет проводит не один десяток кинофестивалей. Не только столичных, но и в далекой российской провинции и очень дальнем зарубежье. Он подарил фрагменты счастья многим «звездам» советского поре. Он, бесспорно, делает нашу жизнь добрее. Сергей Новожилов является создателем и вдохновителем многих кинопраздников. Не элитно-снобистских, а самых что ни на кушать народных. Тех, где искусство принадлежит только народу.

…Мальчик с детства любил английский язык, книги и кино. Собирал снимки артистов, которые покоряли его талантом и правдой, показанной на экране.

Первым местом работы выпускника Калининского истфака было управление кинофикации в родимом городе Калинине. Советская жизнь катилась под горочку, и многих вчерашних кумиров начинали забывать.

— Я всегда соображал ранимую и хрупкую душу артиста. Ведь более зависимой профессии на свете просто нет, — говорит Сергей Новожилов.

Кинометодист из Калинина сделался приглашать на выступления любимых актеров. Прибегал по утрам и встречал электричку, привозившую вчерашних богинь экрана.

По улицам окраинного Благовещенска прогуливались первые звезды страны и мира

— Меня поразила Роза Макагонова — робкая, просто одетая, которая меня спрашивала: «А я истина кому-то интересна?», — вспоминает Сергей Новожилов.

— Но надо было видеть, как она помолодела лет на тридцать, когда вышла на сцену!

Приметным явлением конца 80-х годов был фестиваль «Созвездие», который проводили с его непосредственным участием в Калинине. Тогда они смогли скопить на сцене местного драмтеатра настоящее созвездие актеров: Николай Крючков и Григорий Милляр, Марина Ладынина и Рина Травяная. Старенькая Рина Васильевна доверилась только Новожилову — села с ним в машину и поехала на фестиваль.

— Зал рыдал, когда она, современница Маяковского, вышла на сцену, — сообщает Новожилов.

Сегодня он руководитель, организатор и соавтор множества фестивальных проектов. Его детище — фестиваль «Амурская осень» — в этом году будет протекать в Приамурье в семнадцатый раз.

Мыслимо ли, но по сентябрьским улицам окраинного Благовещенска свободно гуляли Кшиштоф Занусси, Людмила Гурченко, Инна Макарова, Пьер Ришар, Джина Лоллобриджида, Александр Ширвиндт. Что ни имя, то предание. Какие нужно найти аргументы, чтобы убедить мировых звезд совершить многочасовой перелет? А расписание! Как скрупулезно надо «срастить» графики съемок — на различных, между метим, площадках страны — и репертуар «Амурской осени», чтобы актеры смогли успеть и отснять дубль, и прошагать по благовещенской «астральной дорожке»?!

Какие нужно найти слова, чтобы люди такого масштаба при их востребованности садились в самолет и летели вяще семи часов за не самый большой гонорар! «Актеры — люди чуткие и душой понимают много больше иных. Они видят, что я живу примерно в таком номере, как и они, и лечу с ними в одном салоне самолета. С людьми надо существовать на равных, тогда им тебе легче верить», — убежден Новожилов.

Латышский городок Резекне. Смотр документального кино Оpen Place сделался по-настоящему открытым кинофорумом для 11-ти стран Балтийского моря. А проводимые им Недели российского кино в Рио-де-Жанейро, Мехико и Улан-Баторе! Бюджет в обрез, тяжкие трансатлантические перелеты, а результат не приносит большого заработка и громкого имени.

— Это надо ради той тысячи человек, какие приходят в Рио на просмотры русского кино. Это русскоязычные люди, живущие в Бразилии, дети из межрасовых браков, бразильцы, какие учат русский язык. Ты бы видел их радость. Это для них как глоток воздуха в родном лесу, — обьясняет Сергей.

Не секрет, что денежки на фестивали, которые проводятся далеко от теплых морей и мест, где делят бюджет, — достаются очень тяжело. Новожилов замечает, что никогда в существования не просил для себя. А просить для других совсем нетрудно.

Сергей признается, что ему трудно работать с современными «звездами». «Уточняю, не с артистами, а «звездами». Какие в Ейск хотя приезжать по расценкам Голливуда», — замечает он.

Вот такой удивительный феномен человека в наше разъедаемое цинизмом пора — десятилетиями привозить людям праздник. И чтобы все эти десятилетия тебе верили и с тобой ехали люди, масштаб таланта каких приводит в восторг миллионы зрителей.

Прямая речь

Валентина Талызина, народная артистка России:

— Я с Новожиловым познакомилась, когда ему было 23 года. Он трудился в управлении кинофикации Калининского облисполкома и заочно учился во ВГИКе. Он позвонил и сказал, что за мои выступления в области он может уплатить ставку с четвертью. Вот за эту четверть я его и полюбила. Сергей очень трепетно и заботливо относится к актеру. Как к тайне. Он хорошо соображает вечно ранимую, сомневающуюся душу артиста. Прекрасный организатор: у него много фестивальных проектов, и все они успешны. Я на него обижалась, но вечно с удовольствием мирилась. Потому что у него есть душа и сострадание к человеку.