Мосгорсуд отверг апелляцию LinkedIn по иску Роскомнадзора. Ведомство полагает, что сервис возделывал персональные данные третьих лиц без согласия на это. В ближайшее время ресурс будет заблокирован в России
В четверг, 10 ноября, Мосгорсуд отверг апелляцию LinkedIn на решение Таганского районного суда города Москвы. Таким манером, решение о блокировке ресурса вступило в силу.
4 августа этого года Таганский районный суд ублаготворил иск Роскомнадзора к LinkedIn Corporation. Как объяснял представитель Роскомнадзора, служба посчитала, что LinkedIn возделывала персональные данные третьих лиц без их согласия. Претензии также потребовало то, что ресурс не предоставил сведений о локализации серверов на территории России.
«Мы внесем LinkedIn в реестр нарушителей прав субъектов персональных этих. Это означает, что сайт на территории России будет заблокирован», — известил представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Он уточнил, что это произойдет, как лишь служба получит решение суда: «Обычно на это уходит неделя».
Выступавший на судебном заседании представитель LinkedIn отказался прокомментировать корреспонденту РБК дальнейшие поступки компании. Позже «РИА Новости» со ссылкой на представителя компании известило, что та заинтересована «обсудить с Роскомнадзором вопрос локализации персональных этих пользователей в России».
Партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Алексей Панич отметил, что это будет не первая блокировка сайта в России, но впервые выговор идет о крупной социальной сети. «Если дело покинут без изменений, получается, что любую социальную сеть можно будет заблокировать с учетом этой судебной практики», — говорит юрист.
Аргументы LinkedIn и Роскомнадзора
В ходе заседания представитель LinkedIn рассказал, что компания подала апелляцию на решение Таганского корабля, посчитав, что ее несвоевременно оповестили об августовском заседании — менее чем за сутки. В качестве второго аргумента он наименовал тот факт, что данные пользователей не из США хранит не LinkedIn, а LinkedIn Ireland Inc. Собственно с этой структурой должен был судиться Роскомнадзор. Он также произнёс, что компания не ведет деятельности на территории России, и напомнил, что Роскомнадзор ранее заявлял, что под поступок закона «О персональных данных» подпадают только компании с представительством в России. В сентябре 2015 года в мочь вступили поправки в этот закон, запрещающие хранить персональные эти россиян за рубежом.
Представитель LinkedIn также указал, что Роскомнадзор не был зарегистрирован на сайте социальной сети и использовал неглубокие данные о его работе. Такой вывод юристы соцсети сделали, проанализировав скриншоты, какие ведомство представляло суду в качестве доказательства своих заявок. Субъект персональных данных не обращался в суд с заявлением о нарушении своих прав, а Роскомнадзор пытается отстаивать права неопределенной группы лиц, сообщил юрист. Но блокировка ресурса на территории России «скажется на правах пользователей негативно», отметил он.
Представитель Роскомнадзора в ответ возразил, что извещение почитается врученным, если было доставлено, и что они выставили требования к администратору ресурса, показанному на сайте LinkedIn. Ирландский офис, по его словам, нигде не фигурирует, к тому же в США размещены серверные мощности. Он сообщил, что неважно, есть ли на территории России представительство компании, основное — осуществляется ли сбор персональных данных. Роскомнадзор, по словам представителя ведомства в суде, сформулировал притязания на основании осмотра сайта, изучения политики конфиденциальности и условий использования ресурса. В первую очередность иск должен защитить незарегистрированных посетителей сайта, которые не соглашались с политикой LinkedIn.
После вступления в мочь поправок о хранении персональных данных Роскомнадзор потребовал перетащить информацию о пользователях на российские серверы, в том числе и другие крупные соцсети — Twitter, Facebook. Но обращение в суд собственно против LinkedIn было связано в первую очередь с множественными утечками этих пользователей с этой платформы. Наиболее крупная из них произошла в мае этого года, когда в Сети очутилась информация о 167 млн пользователях. База данных о 117 млн из них, в том числе необходимая для входа в аккаунт, продавалась в интернете за 5 биткоинов (образцово $3,65 тыс.), по остальным 50 млн продавались только адреса электронной почты для доступа к аккаунтам.
На это представитель LinkedIn возразил, что выговор идет лишь об IP-адресах, что не относится к персональным данным. Он заявил, что обработка этих идет по согласию пользователей, жалобы к сервису не поступали, доказательств нарушений нет, выговор идет о злоупотреблении правом.
Кто пострадает от блокировки LinkedIn
По этим TNS, в сентябре аудитория LinkedIn в России в городах с населением немало 700 тыс. жителей в возрасте 12–64 лет составляла 2,39 млн пользователей на персональных компьютерах и мобильных конструкциях.
Представитель пресс-службы сервиса по поиску работы и сотрудников SuperJob.ru находит, что для большинства экономически активных россиян блокировка LinkedIn «не сделается хоть сколько-то значимой проблемой». «В России этот сервис не решал задач массового найма. В вящей степени он использовался как инструмент для самопрезентации профессионалов, поддержания деловых контактов», — отметил он. Представитель SuperJob.ru предположил, что после блокировки LinkedIn его пользователи перебегут на другие сервисы. «Но это не станет каким-то значимым событием для иных платформ, так как в России не так уж много пользователей, для которых Linkedin был один-единственной платформой», — оговорился он. По его мнению, аудиторию LinkedIn поделят между собой SuperJob и Facebook, где пользователи смогут восстановить связи с глобальными менеджерами и специалистами.