Одинешенек из самых титулованных и известных в мире екатеринбургских театров «Провинциальные танцы» представил на суд зрителей премьеру спектакля «Кожа» (From Skin To Skin).
Над постановкой работала интернациональная команда хореографа Мауры Моралес (Германия): художник по костюмам Марион Стрелоу, сценограф Грейс Моралес и видеохудожник Манфед Борш. На репетициях в зале звучал испанский (Маура Моралес родом с Кубы), немецкий, английский, но при этом вдали не каждая реплика требовала перевода — язык танца универсален и понятен профессионалам и тем зрителям, которые готовые его соображать.
Как всегда у «Провинциальных танцев» спектакль несет в себе философскую идею, он не прост для восприятия и требует от зрителя не лишь осмысления, но и открытости, и даже готовности включиться в действие. Его главной темой стала важность прикосновения и физического контакта в нынешнем мире, авторы размышляют о символике жестов, их эмоциональном влиянии на жизнь человека. Телесный контакт, прикосновения, мена энергией и эмоциями — часть социальной коммуникации, которая почти отрицается в сегодняшнем обществе, предпочитающем выражать эмоции смайликами на экране компьютера. И когда перед начином спектакля актеры встречают зрителя объятиями, надо видеть, как пугаются вошедшие своей «вовлеченности», нарушения собственного пространства. Но испытанный (возможно) зрителем дискомфорт тоже является частью замысла, ведь прикосновения бывают не лишь нежными, есть удар, толчок, отторжение, эти эмоции тоже имеют телесное выражение. Одних это шокирует, у иных вызовет протест, а кого-то заставит задуматься… не об обществе, о себе.
Живой контакт, взаимопонимание, со-чувствие — очень значительные категории для Мауры Моралес. Настолько, что, начав работу над постановкой, она придумала всем танцовщиком… новые имена.
— Частично, — лукаво улыбается Маура, — потому что русские имена очень сложно выговаривать. А на самом деле, вместе с новоиспеченными именами я хотела дать им новую идентичность, объяснить, как я их вижу. Артисты приняли мою игру, имена им подошли, и благодаря этому между нами пропала дистанция.
Она говорит, что ей очень легко работалось с труппой:
— Они как будто голодные, они вытягивали из меня все, что можно, они с такой жадностью обучались новому! И они очень душевно щедрые и открытые.
Подчеркнутая названием и закрепленная географией «провинциальность» Мауру не смущает:
— Провинция — это отлично! Я сама выросла в рыбацкой деревушке, и мы работаем в провинции, да. Но ребята делают потрясающие вещи, и мы доказываем, что не все лучшее есть в столицах.
Контакт, установленный с труппой, и взаимная готовность к эксперименту порой давала неожиданные результаты. Когда в самом начине репетиций одна из танцовщиц серьезно повредила ногу, Маура просто-напросто придумала ей… драматическую роль со словами (пожалуй, впервые в практики «Провинциалов»). Желая и на сцену девушка выходит, но у нее своя танцевальная партия и своя история — об одиночестве, об отсутствии прикосновений.
Работа шла тоже в непривычном для труппы порядке: и хореографию, и музыку постановщики создавали с чистого листа, прямо во время репетиций.
— Мы должны были почувствовать товарищ друга без счета, без команды. Просто начали вместе двигаться, начали вместе жить, дышать, — рассказывает танцовщица Александра Столярова.
— Нам необходимо иногда оставлять свой мобильный телефон и быть в моменте, здесь и сейчас. Быть с человеком, с которым вы знаетесь, потому что именно он вам что-то дает, а экран мобильного телефона, наоборот, что-то от вас забирает, — говорит Маура Моралес.
Так что не позабудьте выключить свои телефоны.