Понятие поста (воздержанности от пищи) существует во многих религиях. Духовной практикой пост становится лишь тогда, когда человек во пора его соблюдения, начинает наблюдать за собой: своими ощущениями, думами и действиями. Осознанный подход к делу наполняет воздержание резоном и интересом в познании самого себя

Происхождение слова «пост»

Почитается, что слово «пост» греческого происхождения. Произошло оно от слова «apastia», какое в свою очередь идет от греческого «apastos» – «тот, какой ничего не ест». В античные времена слово «apastia» обозначало лечебную диету – воздержанность для похудения или выздоровления. Со временем слово видоизменилось и утратило свою негативную приставку «а».

История возникновения

Великий пост формировался в течение нескольких столетий. По одной из версий, он родился из небольшого поста, какой предшествовал празднику Пасхи или памяти Страстей Спасителя. Продолжался этот пост от одного дня или 40 часов (полное голодание) до цельной недели (седмицы). Считается, что пост уже тогда сочетал в себе два смыслы – память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне, после Крещения на Иордане, и подготовку человека к празднику Пасхи.

Также возникновение Великого поста соотносят с постом, какого придерживались христиане перед крещением. В III веке был распространен обыкновение принимать крещение в пасхальную ночь, а практика поститься перед обрядом была еще с I века.

Самое раннее упоминание о Великом посте длиною в 40-дней, по суждению многих историков, датировано 340 г. Обязательность этого поста была закреплена 69-м Апостольским правилом в крышке IV века. И хотя на рубеже IV-V веков традиция Великого поста была повсеместно зачислена Церковью, его длина и правила воздержания еще долгое время бывальщины различными в зависимости от природных и климатических данных местности, на какой его придерживались.

Есть мнение, что в самом начале формирования учения о Великом посте (IV–VI вв.), его длительность приравнивали «десятине года» – аналогично обязательной духовной десятине от доходов человека. То есть пост должен был составлять 36,5 дней. Семь седмиц (вычитая облегченные субботу и воскресение) равновелики 35 дням, плюс пост Великой субботы и половина дня от Пасхи (пост пасхальной ночи) = 36,5 дням. Святые о еде и воздержанности «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его.» Иисус «Все мастери потихоньку, полегоньку, не сразу, не вдруг. Добродетель – не груша. Ее разом не съешь!» Серафим Саровский «Пищи употреблять должно любой день столько, чтоб тело, укрепясь, было товарищем и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и давя ослабевает.» Серафим Саровский «Пост тела есть еда для души» Иоанн Златоуст «Пост есть лекарство, желая бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не ведает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и число самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство края, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет покинуто без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас необходима такая точность, когда надобно лечить тело, то тем немало необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда врачуем душу и врачуем помыслы». Иоанн Златоуст

Великий пост – как десятина года

Кушать мнение, что в самом начале формирования учения о Великом посте (IV–VI вв.), его длительность приравнивали «десятине года» – аналогично обязательной духовной десятине от доходов человека. То есть пост должен был составлять 36,5 дней. Семь седмиц (вычитая облегченные субботу и воскресение) равновелики 35 дням, плюс пост Великой субботы и половина дня от Пасхи (пост пасхальной ночи) = 36,5 дням.

Святые о еде и воздержанности

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его.» Иисус

«Все мастери потихоньку, полегоньку, не сразу, не вдруг. Добродетель – не груша. Ее разом не съешь!» Серафим Саровский

«Пищи употреблять должно любой день столько, чтоб тело, укрепясь, было товарищем и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и давя ослабевает.» Серафим Саровский

«Пост тела есть еда для души» Иоанн Златоуст

«Пост есть лекарство, желая бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не ведает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и число самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство края, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет покинуто без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас необходима такая точность, когда надобно лечить тело, то тем немало необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда врачуем душу и врачуем помыслы». Иоанн Златоуст


А так же по теме:

Развенчание мифов о Великом Посте
12 интересных фактов о сне

12 увлекательных фактов о сне

1. Поздний перекус может вызвать кошмары Ужасные сновидения у взрослых встречаются намного реже, чем у детей, тем не немного есть…

Подборка интересных фактов о покере

Подборка интересных фактов о покере

Нельзя отвергать, что покер сегодня входит в топ самых популярных игр. Азартные новинки, транслирующие живые покерные ивенты, занимают 3-ью строчку…

25 интересных, но бесполезных фактов

25 увлекательных, но бесполезных фактов

В школе нашему вниманию предлагается огромное число информации, которая, скорее всего, большинству из нас не пригодится и позабудется в лучшем…