С 6 июня торговым сетям запрещено возвращать непроданные продовольствие поставщикам. Потребители перемен не заметят. Но на рынке они произойдут, считают эксперты.

На цены это не повлияет, на ассортимент товара тоже, прогнозирует исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

«В цельном все готовы, и никаких рисков не предвидится», — заверил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков. Кушать ряд компаний, которые пересмотрели объемы закупаемой продукции в сторону уменьшения, чтобы снизить риски, но это не приведет к дефициту товаров, добавил он.

Торговым сетям запретили возвращать непроданные товары со сроком годности до 30 дней — молочные, мясные продовольствие, фрукты, овощи и прочую снедь. Изменения в закон о развитии сельского хозяйства и закон об основах госрегулирования торговой деятельности вступили в мочь 9 декабря 2018 года.

Но с того времени действовал переходный период. За 180 дней ретейлеры должны бывальщины поменять договоры с поставщиками. Причем включать условие замены товаров с истекающим сроком годности на более свежие или возможность возмещения стоимости непроданных товаров также запретили.

«Принимали новоиспеченные правила в бурных дискуссиях. Весь сыр-бор начался из-за поставщиков хлеба, которые жаловались, что им возвращают непроданную продукцию», — повествует «РГ» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

«Виноваты в том, что хлеб не удалось продать не производители и даже, наверное, не торговые сети. Хлеб должен быть свежим. А когда он попадает на полку спустя сутки, покупатели отрекаются от покупки. Недостатки имеет сама система производства и реализации продукции. Важна правильная организация логистики поставщиками. Но и они могли бы скорее реализовывать продукцию, если бы могли организовать альтернативные каналы продаж», — говорит Шапкин.

Первоначально авторы инициативы призывали запретить возврат всей непроданной еды.

Они объясняли это нуждой ограничить действия торговых сетей, которые навязывают производителям и поставщикам невыгодные условия. Сети отстаивали возможность возвращать непроданные продовольствие, ссылаясь на необходимость обновлять ассортимент, чтобы покупатель получал свежие продукты. Так и появился компромиссный вариант с возвратом лишь скоропортящихся товаров.

В итоге, ретейлеры найдут способ разрешить ситуацию с выгодой для себя, считает Шапкин. «Наверняка кушать устные договоренности между сетями и поставщиками о том, если последние не будут забирать непроданный товар, сети его сделаются браковать и возвращать уже как некачественную продукцию», — говорит он.

Новые правила могут подтолкнуть рынок к переменам. Сейчас выходит деградация потребительского спроса, и борьба за покупателей обостряется, считает Шапкин. Поэтому система торговли пойдет по линии концентрации. Многие торговые сети уже сами занимаются импортом, а дальше они станут торгово-производственными холдингами, которые будут вводить производство собственных марок. То есть некоторым производителям придется отдать часть своей собственности торговым сетям и обратиться в их структурные подразделения. Развитие собственных торговых марок торговыми сетями возможно, но подталкивать их к этому будет не запрещение на возврат продуктов, а скорее попытка получить гарантии поставок, считает Беляков.

Есть компании, которые развивают собственное производство. Но пуще собственные торговые марки (СТМ) существуют как форма взаимодействия ретейлеров с поставщиками.

В этом случае товары производятся на мощностях производителя, но ретейлеры договариваются с ним о брендировании продукции.

Вот такое сотрудничество комфортно и для производителя, какой получает поддержку в виде маркетингового продвижения, и для сетей, которые имеют гарантированные и планируемые объемы поставок, сообщает Беляков. Но это отдельный вид бизнеса. На развитие СТМ скорее повлияет фактор неуверенности в наличии поставщиков и в качестве их продукции, какую можно было бы реализовать по приемлемой для торговой сети цене, считает руководитель АКОРТ.

А вот некоторый рост неуверенности вероятен, считают эксперты. Сейчас поставщики будут присматриваться к торговым сетям, а ретейлеры — к поставщикам. Сети будут крайне заинтересованы в скорейшем устранении возникших недочетов, ведь рослую конкуренцию между торговыми операторами никто не отменял и отток покупателей по причине отсутствия товара на полке никому не выгоден, сообщает Востриков.