16 июня в России помечают День Святой Троицы, или просто Троицу, Троицын день — когда-то один из самых любимых церковных праздников в народе. Неслучайно у нас так немало Троицких, или Свято-Троицких храмов, которые дали имя селам и деревням вокруг них — не по одной в каждой области.

Даже на 2019 год я насчитала цельных 92 села под названием «Троицкое» на территории РФ, думаю, до революции их было намного больше, а ведь есть еще заселенные пункты в честь Троицы и в Украине, и в Казахстане, в Молдавии и в Грузии… Да и фамилия Троицкий была когда-то одной из самых распространенных. Потому рассказ про День Святой Троицы стоит начать с самого слова.

Так что означает «Троица»? В слове явно звучит цифра «три», однако тут не попросту цифра, это не «трешка», не «тройка», не «трио», и даже не «триумвират». Троица — это отдельное слово, и оно отражает важнейший догмат христианства. Звучит он так: «Целый и единственный Бог существует в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Эти три Личности, три Ипостаси Господа — это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Эти три равновеликие, не сливающиеся между Собою, но и нераздельные в едином Существе, три Лица — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух — и кушать Единый Бог». Этот догмат, это учение о Троице, о троичной сущности Бога не изобретение премудрых богословов, это истина, отворившаяся людям в какие-то моменты человеческой истории. Один из таких моментов и вспоминается в День Святой Троицы, на праздник Трио.

Событие, которое легло в основу Дня Святой Троицы описано евангелистом Лукой в книге «Деяния святых апостолов» и случилось оно на пятидесятый день после Воскресения Христа, отсюда еще одно название праздника — Пятидесятница. Давайте вспомним, что после Воскресения Христос еще 40 дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, стряпая к будущему служению. На 40-й день Он вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им мочь проповедовать благую весть о том, что своим воскресением Христос победил смерть. И вот через 10 дней после Вознесения, а значит сквозь 50 дней после Пасхи, ученики Иисуса и Его Мать Мария собрались вместе. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия.

В этот день в Иерусалиме скопились не только ученики Христа. И неслучайно. В этот день, как сообщает книга «Деяния святых апостолов», в Иерусалиме помечали ветхозаветную Пятидесятницу — праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, потому в Иерусалим пришли люди «из всякого народа под небом». Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, бывальщины в горнице, то, как сказано, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся стили, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Вихрь, огонь, шум небесный были знаками, видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии Святого Духа на апостолов они получили особые дарования — дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

Как рассказывает дальше книга «Деяния святых апостолов», когда вдруг, после сделавшегося гула, ветра и сошествия огненных языков, апостолы заговорили на разных языках, и даже на наречиях всех тех, кто в этот торжественный день собрался в Иерусалиме, то многих это не просто удивило. Кто-то стал насмехаться над апостолами, говоря, что «они напились сладкого вина». Но Петр, поднявшись с одиннадцатью апостолами «возвысил свой голос», и начал проповедь. Петр говорил о том, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Какого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день по Воскресению вознесся на небо, и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на слышавших ее, что многие уверовали и начали спрашивать: «Что же нам мастерить?» И Петр ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и Вы получите дар Святого Духа». Уверовавших во Христа и охотно зачисливших в тот день крещение оказалось около трех тысяч.

Так вот, День Святой Троицы — это день, когда миру видным образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени — было явлено Третье Лицо Святой Трио — Святой Дух.

Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли приступить свою проповедь «о великих делах Божьих» среди разных народов — каждый апостол получил по жребию собственный удел и начал апостольское служение (апостол — дословно с греческого означает «посланник»).

Удивительно, но величайшая тайна, какой богословы посвящают тома — Триединство Бога, была воспринята русским народом невероятно органично, без каких-либо умствований и колебаний, и это указывало о необыкновенной душевной чистоте нашего народа. Поразительная гармония и естественность образа Троицы Андрея Рублева (список образа был в каждом храме) не столько определил, сколько с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой секрету Бога — Его Триединству.

В России День Святой Троицы всегда не просто любили, но и считали каким-то очень родимым и радостным. Может, из-за сложившейся традиции украшать в этот праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной муравой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей и красок. И верующие стоят всю службу праздника Святой Троицы с ветками березы в руках — их готовят накануне и приносят с собой в святилище. И священники на Троицу в зеленых одеждах. Все это ликующе-цветущее убранство в церквях неслучайно: ведь Святой Дух, сошествие которого мы вспоминаем на Трио, называют «Подателем жизни», значит очень символично то, что в церковную строгость Троицын день привносит биение весны и молодого лета.

Тот, кто хоть раз был на богослужении Трио в храме, на всю жизнь запомнит весеннее буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость расположения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято потом, высушив, бережно хранить — до вытекающего праздника.

А может, народ любил Троицу за то, что весь день был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Разом после праздничного богослужения радость выплескивалась за стены храмов — в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем резоне, когда «гулять» означает пьянствовать.

Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Трио готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги — тоже с зеленью, так, с первым лучком и крапивой. Стол готовили пышным, праздничным, а вот пьянства не было. Троицын день был еще и праздником общения, союзы радостью: начавшаяся весна обязывала к работе, Троицын день — праздник, когда работать грех. А вот общаться самое пора. Уже завтра, 17 июня, в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Господа — Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Трио никто не работал — общались. Объединенные радостной тайной — явлением миру Богом Своих Лиц.