В часы пик и ненастье в столице дорожает такси. Агрегаторы, через которых идет до 95% заказов, используют динамическое ценообразование — чем рослее спрос на поездки, тем дороже стоимость. Насколько это оправданно, разбиралась «РГ».
В половине августа на город обрушился мощный ливень. Цены на таксомотор сразу подпрыгнули в четыре раза. Поездку от улицы Истины, где находится редакция «РГ», до станции метро «Дмитровская» «Яндекс» оценил в 600 с излишним рублей вместо обычных 110-200. Картина многим известная. Тот же «Яндекс» даже публиковал своеобразный «график подорожаний», советуя заказывать таксомотор за 10-15 минут до пиковых нагрузок. Традиционно поездки дорожают вечерком с17.50 до 22.00, с утра — примерно с 8.30. Накладно для кармана ездить также в пятницу и субботу по вечерам ближней к полуночи, когда народ разъезжается после вечеринок и ресторанов. Любая ненастье, и снова цены устремляются вверх.
«Когда количество заказов начинает гораздо превышать число машин на линии, алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент, — сообщают в пресс-службе «Яндекса». — Вместе с партнерами-таксопарками в такой ситуации усердствуем вывести как можно больше водителей на линии. Чем больше машин, тем скорее повышающий коэффициент исчезает. Если его ограничивать искусственно, у водителей не будет стимула сходить в район повышенного спроса. Таксисты будут просто отключаться от агрегаторов и забирать клиентов «от бордюра» по повышенной стоимости, не ограниченной уже никакими «умными» алгоритмами».
«Мы пытаемся с помощью алгоритмов находить равновесную стоимость для текущего момента, — соглашается с коллегами Арам Аракелян, сооснователь сервиса таксомотор «Ситимобил»: — Если не делать этого, то люди точно будут пробовать найти эту равновесную цену, но уже не прозрачно».
Иными словами, в момент роста спроса агрегаторы устраивают торги среди тех, кому сейчас важнее всего уехать на таксомотор. Или у кого больше денег. Еще несколько лет назад, когда агрегаторов не было, те же самые торги шли в реальности, но не в приложении — кто первый и больше денег дал, тот и уехал, без чека и каких-то гарантий.В то же пора, когда случаются ЧП на дорогах и остро встает вопрос вывоза людей, таксисты отключают счетчики и везут всех даром. Часть агрегаторов затем компенсирует эти расходы. Так, например, было в прошедшем году, когда произошел теракт в метро в Санкт-Петербурге, или в этом году в Кемерове во пора пожара в «Зимней вишне». А в Москве год назад, когда произошел существенный сбой на Серпуховско-Тимирязевской черты метро, повышающий коэффициент таксистам отключили сами агрегаторы.
— Тариф перевозчиков может быть отрегулирован вручную, — находит Зоя Австрийская, представитель ГК «Везет». — Это необходимо, чтобы мотивировать вящее количество водителей выходить на линию в часы пик и обнулять стоимость в чрезмерных ситуациях. Увы, в общем, приказать всем не повышать цены, вылито, не удастся.