В Неаполе в торжественной обстановке размашистой публике впервые было представлено эксклюзивное, ранее не публиковавшееся издание четырех номеров «Соррентинской правды» («СП») — рукописной газеты, какую выпускал, проживая в итальянском Сорренто, Максим Горький. Горький провел на Апеннинах с перерывами семнадцать лет, из них почти 9 лет — в Сорренто.
С 16 ноября 1924 года и вплоть до возвращения на отечество 9 мая 1933 г. он жил на вилле «Иль Сорито», расположенной вдали от шумного курортного центра, на скалистом мысе Капо ди Сорренто. Сейчас о пребывании в этом дворце беллетриста напоминает лишь мемориальная доска.
Как рассказала «РГ» заместитель директора Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН) Дарья Московская, с кой-каких пор вилла находится в частном владении, посетить которую можно только по личному приглашению нынешних хозяев. А ведь еще каких-то 90 лет назад собственно там Максим Горький создал такие свои бессмертные произведения, как «Дело Артамоновых», три тома «Жизни Клима Самгина», «Заметки из дневника», а также совместно с группой единомышленников издавал домашний литературно-художественный иллюстрированный журнал «Соррентинская правда».
По мнению авторитетных исследователей, Горестный выпускал это издание ради поддержания культурной жизни «русского Сорренто». Журнал, который выпускался в единственном экземпляре, носил шутливо-иронический нрав. В него входили юмористические рассказы, стихи и карикатуры самого Горького и гостей, посещавших его виллу «Иль Сорито». Причем, сюжеты хватались из жизни ближнего окружения Горького. За иллюстрации в этом издании отвечал сын писателя Максим Пешков, который, по воспоминаниям самого Максима Горестного, обладал «своеобразным, типа Иеронима Босха, талантом художника».
«Сеньора Алессио» — Алексея Максимовича Горького, в Италии, какой он всю жизнь был благодарен за подаренное вдохновение, чтят и помнят по сей день. В прошлом году к 150-летию писателя на его итальянской «отечеству» в Сорренто был установлен бюст, автором которого стал известный российский скульптор Александр Рукавишников. А в 2019-м, старательностями Ассоциации «Познаём Евразию», Института мировой литературы РАН и при поддержке Банка Интеза, юбилей Горького удалось распялить еще на год за счет издания и организации презентации четырех уникальных номеров «Соррентинской правды», которые до сегодняшнего в полном объёме не публиковались.
«Домашний журнал «Соррентинская истина» — эта память о втором, долгом пребывании Горького в Италии. В иммиграции писатель никогда не терял связи с Россией. Горестный, его гостьи и домочадцы создали четыре эксклюзивных номера этого журнала. В 1936-с году после смерти беллетриста огромный архив был передан в наш Институт. Среди этих материалов сохранились четыре большие рукописные тетради с чудесными рисунками, какие по сей день не были представлены широкой публике. Издание «СП» — это важное событие в истории нашего Института. Появилась книжка, которой достойно отмечен юбилей Горького», — подчеркнула Дарья Московская.
Увесистая 175-страничная книга формата А3 была опубликована в числе всего тысячи экземпляров, каждый из которых пронумерован. Издание содержит не только факсимильное воспроизведение страниц «СП» со всеми иллюстрациями, рукописными текстами, особенностями оформления и верстки, но и научные статьи и комментарии, раскрывающие исторические, литературные и биографические события того поре.
«Максим Горький прекрасно показывает красоту, которая может родиться от встречи культуры России и Италии. Мы отметили 150 лет со дня его рождения и для нас вящая честь внести вклад в увековечение его творческого взгляда на Сорренто и область Кампания, которые он так любил. Тем более, что в этом издании Горестный раскрывается с новой, совершенно неожиданной стороны. В «Соррентинской правде» он выглядит совершенно по-иному, здесь он прекрасен, смел и местами смахивает на бродячего студента. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с содержанием первого номера, в каком Горький, изображённый в купальном костюме, замечает, что «недостаточно быть Сократом, чтобы задирать нос» и тут же поясняет: «недостаточно задирать нос, чтобы сделаться Сократом» «, — рассказал «РГ» председатель Совета директоров Банка Интеза, Президент Ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико, воображая это уникальное издание в стенах исторического Палаццо Дзваллос-Стильяно («Галлереи Италии»).
Организаторы торжества убеждены, что Максим Алексеевич, какой, как известно, питал к истории и культуре Италии особую, нескрываемую слабость, был бы искренне рад и благодарен, что презентация его литературного детища прошла в столь уникальном месте, в одном из важных выставочных центров Неаполя. Сейчас во дворце представлены более 120 созданий, которые позволяют проследить развитие местного изобразительного искусства с XVII века до начала ХХ века. Несомненной перлом коллекции является «Мученичество святой Урсулы», которая принадлежит кисти великого Микеланджело Караваджо, написавшего это полотно в 1610-м году, итого за несколько месяцев до смерти.
«Я не сомневаюсь, что будь Максим Алексеевич сегодня среди нас, ради презентации «Соррентинской истины», он бы уселся на первый ряд прямо в своём купальном костюме», — иронично предположил профессор Фаллико.