В ноябре будет дан старт труду нефтеперекачивающей станции (НПС) № 29 второй очереди магистрального трубопровода «Восточная Сибирь — Негромкий океан» (ВСТО-2). Сейчас новую производственную площадку возле поселка Архара в Амурской районы готовят к запуску. Остались лишь последние штрихи: тут проходят индивидуальные испытания объектов и заканчивается благоустройство территории.
Все по плану
— Объект выстроили в рамках первого этапа масштабного инвестиционного проекта ПАО «Транснефть» по увеличению к 2020-му годичный мощности до 80 миллионов тонн. 30 миллионов тонн пойдут на вывоз в КНР, остальные (по ВСТО-2) на НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, будущий нефтехимический комплекс в Приморье, а, кроме того, в курсе порта Козьмино для отгрузки в страны АТР, — рассказывает начальник станции № 29 Тимур Юмачиков.
Компании предстоит выполнить комплекс сложнейших трудов, который здесь называют «расширением». Большая роль при этом отводится четырем новоиспеченным НПС (кроме 29-й построят еще три: две в Амурской области и одну в ЕАО), а также грядущей реконструкции станций в Хабаровском и Приморском кромках.
— К сооружению нефтеперекачивающей станции № 29 приступили в августе 2015-го. Тогда на стройке объекта задействовали 300 человек, — говорит начальник штаба стройки ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь — Тихий океан» (дочерняя структура «Транснефти») Александр Полищук.
Под стройку взяли более 30 гектаров. На них расположились магистральная насосная станция, операторная, резервуары противопожарного резерва воды, комплексы биологической очистки сточных вод и пожаротушения, а также немало других важных объектов, обеспечивающих работу трубопроводной системы.
И если еще год назад вы миновали бы здесь только в сапогах-болотниках, то теперь по уложенным дорожным плитам можно храбро шагать в туфлях, а все три десятка гектаров выглядят оазисом цивилизации — ровно посреди амурской тайги. Именно благодаря таким типовым городкам нефтетранспортников черноволосое золото бесперебойно движется по трубе под землей.
Работа без опасности
Объекты, какие «Транснефть» строит на Дальнем Востоке, оснащены самым нынешним, а подчас и уникальным оборудованием. Магистральная насосная станция на НПС-29 заключается из четырех агрегатов, производительность которых 5,14 тысячи кубометров в час.
Отворённое распределительное устройство принимает напряжение 220 кВ. Сюда поступает ток по воздушным чертам от Нижнебурейской ГЭС и подстанции Архара. Затем его преобразуют на двух трансформаторах с 220 до 10 кВ и направляют на объекты НПС. Пока тут в конце августа не началась подача напряжения, их питали от трех дизельных электростанций, одна из каких теперь используется как резервная.
Особое внимание нефтетранспортники уделяют пожарной безопасности. Неспроста на новом объекте одной из первых была возведена насосная станция пожаротушения. Она оснащена баками-дозаторами, насосами по пенотушению и — вспомогательными — по водотушению. Эта станция трудится в автоматическом режиме.
Станцию можно назвать драйвером развития итого района: масштабные планы «Транснефти» позитивно отражаются на существования многих людей
— Сейчас мы формируем добровольную пожарную дружину, в какую войдут пять огнеборцев и водитель. Кроме того, в состоянии готовности всегда будут два пожарных автомобиля, — говорит начальник участка сервисы технологического оборудования НПС-29 Сергей Захаров.
Сведено к минимуму и воздействие на натуру. Хозяйственно-бытовые стоки попадают на станцию биологической очистки. Вода после нее будет пригодна для водоемов рыбохозяйственного направления.
До мелочей продумана система обнаружения утечек на самом трубопроводе. Неспроста в компании говорят: хороший нефтетранспортник — это тот, который нефть в процессе труды не видит вообще.
— У нас замкнутая система: сырье, поступившее в трубу, не сходит из нее вплоть до пункта назначения, — рассказывает Тимур Юмачиков.
К тому же нефтепровод защищен особым оптико-волоконным кабелем. Он проложен вдоль всего трубопровода, в прямой близости от него и реагирует даже на самые незначительные колебания грунта и изменения его температуры, а после сравнивает показатели на реальном объекте с эталонными и передает информацию диспетчеру.
О безопасности сотрудников — беседа особый. Например, всем полагается сертифицированная спецодежда. Электромонтеры носят комплекты, отстаивающие от огня и электрической дуги. На их касках установлены датчики усилия, которые подают сигнал в случае приближения к работающей электроустановке.
В кадре — кадры
Но даже самое суперсовременное оборудование ничего не значит без тех, кто его будет обслуживать. Нефтетранспортная компания мастерит ставку исключительно на ответственных и грамотных профессионалов. На НПС-29 сделаются работать 64 человека, половина сотрудников уже набрана, и большинство из них — обитатели Архаринского района. В основном здесь требуются линейные трубопроводчики, электромонтеры и инженеры. К октябрю штат должны укомплектовать целиком. Работа в «Транснефти» престижна, на каждую вакансию претендуют по нескольку человек.
— Потенциальные сотрудники проходят медосмотры, встречаются с кадровиками. Уместно, часть работников нам поставляет местное училище энергетиков. Для всех специалистов предусмотрены непременные курсы повышения квалификации. Кроме того, в скором грядущем мы собираемся готовить смену в местных школах. В следующем году поможем обустроить классы для буквальных наук, обеспечить их оборудованием, лабораториями, — рассказывает Тимур Юмачиков.
Сам он приехал в Приамурье из Тюмени. Перевез семейство, и уже на Дальнем Востоке у начальника станции появился четвертый дитя.
— Нам здесь нравится, и моя семья теперь называет Амурскую район домом. Архара — поселок большой, есть секции, достойные школы, — сообщает Юмачиков.
Круглосуточно на станции будут находиться оператор, какой контролирует технологический процесс, и дежурный электромонтер. Эти сотрудники трудятся по сменам, для остальных предусмотрен восьмичасовой рабочий день.
Существуют сотрудники НПС в Архаре, на работу их станет возить автобус. Для бедствующих в жилье уже возвели 16-квартирный дом. Новое здание с детской площадкой и поясом отдыха выросло прямо в центре поселка. Пока оно заселено лишь наполовину. Это 14-й в Приамурье служебный дом от «Транснефти» — остальные построены в Сковородине, Шимановске, Екатеринославке и Белогорске. Кроме того, рядышком с территорией НПС появился жилой комплекс для командировочного персонала.
А еще станцию можно наименовать драйвером развития всего района. Во-первых, предприятие платит налоги в здешний бюджет. Во-вторых, направляет средства на поддержку детского сада, библиотеки и комплексного середины социального обслуживания населения. Сказывается уже ставший традиционным эффект: масштабные планы «Транснефти» позитивно отражаются на существования многих и многих людей.
Справка
Система ВСТО-2, какую эксплуатирует ООО «Транснефть-Дальний Восток», соединяет нефтяные месторождения Восточной и Западной Сибири с терминалом Козьмино. Свыше двух тысяч ее километров проходят по территории четырех регионов Далекого Востока: Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и Еврейской АО. Этот проект определяет развитие инфраструктуры отдаленных зон и объединяет экономические интересы различных субъектов Федерации.