Документ вводит в Налоговый кодекс (НК) главу «Экологический налог». Объектом налогообложения сознаются сбросы загрязняющих веществ в воду, их выбросы в атмосферу, захоронение отходов производства и потребления и иные виды вредного воздействия на окружающую среду. Налоговой базой сознается масса выбросов, сбросов и отходов. Ставки устанавливаются для любого вида воздействия в зависимости от опасности загрязняющего вещества. Платить налог будут юридические и физиологические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в результате своей деятельности негативно воздействуют на окружающую среду.
Создавая экологический платеж, минфин реализует задание премьер-министра Дмитрия Медведева о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый нрав. По оценкам деловых объединений, в стране сейчас насчитывается несколько десятков таких платежей — как федеральных, так и региональных. Как сообщалось ранее, минфин планирует включить в НК несколько неналоговых платежей, ближних по своей природе к налогам, передав таким образом их администрирование Федеральной налоговой службе. Мишень — повысить их собираемость.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, степень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков не повысится. «Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на опоясывающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает нужда финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в документе. Так, поступления от платы за негативное воздействие на опоясывающую среду в бюджет в 2017 году составили 14,2 биллиона рублей. В 2018 году они планируются на уровне 11,6 биллиона рублей, в 2019 и 2020 годах — по 10,3 миллиарда.
В минприроды известили «РГ», что пока не ознакомились с деталями системы регулирования, предложенной минфином. «В цельном введение налогового экологического платежа при условии его возвратности на природоохранные проекты имеет резон. Но система возврата налоговым законодательством сегодня не предусмотрена. При этом работающий сейчас и показавший свою эффективность механизм расширенной ответственности производителя позволяет обеспечивать целевой нрав экологического сбора, средства направляются на конкретные цели, прописанные в законе об отходах, — помечают в министерстве. — Цель налога в отличие от целевого сбора — наполнение бюджета, фискальная функция, а не создание новоиспеченной отрасли по переработке».
Сегодня в стране функционирует всего 78 предприятий по переработке пластика в 28 регионах. «Президент РФ поставил задачу в нацпроекте «Экология» о создании инфраструктуры для области отходов, формирования стимулов для развития «зеленой» экономики. Вступление экологического налога может подорвать данную цель», — полагают в минприроды.
В свою очередность в минфине считают, что введение экологического налога позволит повысить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования.