За два года труды программы развития моногородов на субсидии потратили 18 миллиардов рублей, но количество трудоспособного населения здесь сократилось на 350 тысяч человек, выяснили в Счетной палате (СП). Потратить бюджетные денежки с максимальной пользой можно, если учитывать конкретную ситуацию, считают эксперты.

Комплексная программа развития моногородов была запущена в 2016 году, а затем досрочно кончена с 1 января 2019 года. В стране утвердили Стратегию пространственного развития Российской Федерации, в которой внимание намечается уделять и моногородам. Но пока проблемы территорий, где вся жизнь вращается вокруг одного крупного предприятия, отнюдь не разрешили, скорее, напротив.

Люди продолжают уезжать, причем наиболее квалифицированные кадры. А более половины тех, кто остался, по-прежнему оценивают ситуацию в своем городе как «кризисную». Предпринимательская активность в моногородах за два года снизилась, юрлиц сделалось на 22,7 процента меньше.

Неверной оказалась уже методика оценки эффективности мероприятий, которой пользовалось минэкономразвития, находят в СП. Например, при подсчете вновь созданных рабочих мест учитывали временные места. Потому этот показатель почти вдвое превысил плановый. При этом в половине моногородов степень безработицы был выше среднероссийского.

Но главное упущение было в том, что запустили программу без учета стратегических национальных приоритетов. Показатели, определенные Указом президента от 7 мая 2012 года № 596 по созданию высокопроизводительных пролетариев мест и стимулированию роста производительности труда, не использовались.

Предпринимательская активность в российских моногородах за два года снизилась, компаний сделалось на 22,7 процента меньше

На деле «программа была сведена к координации мер по связанным с ней приоритетным проектам в области здравоохранения, образования, качества путей, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды, малого и среднего предпринимательства и практически не предусматривала оказание прямого влияния на достижение основной мишени — снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий», — говорится в отчете. Игнорировали также возможность оказывать поддержку моногородам в подневольности от их социально-экономических и географических особенностей, указывают аудиторы. Теперь механизм нужно изменить, а цели и задачи программы пересмотреть. Но вначале оценить положение городов и их потенциал, указывает СП.