На X всероссийском торговом форуме «Поставщик ребяческих товаров» Евгений Бутман, председатель совета директоров компании Ideas4retail (бренды Imaginarium, Hamleys, Mamas&papas) рассказал об основных тенденциях в сегменте ритейла ребяческих игрушек и перспективе рынка детских товаров на ближайшие два года.
По суждению Евгений Бутмана, на данный момент на рынке наблюдается тенденция смещения в сторонку универсального ритейла – у ключевых поставщиков индустрии детских товаров в объемах торговель гипермаркеты еды, такие как «Ашан», «Метро», Х5, стали занимать второе-третье пункт после «Детского мира». Это относится и к детскому питанию, и к игрушкам, и к цельному ряду товаров из других категорий. Происходит серьезное изменение каналов сплавлена. Большая часть детских товаров начинает продаваться в отдельном и при этом не специализированном ребяческом канале. Активно начинает развиваться торговля определенными категориями в аптеках.
При этом развитие торговель детских товаров через продуктовые сети идет деятельнее, чем через интернет-каналы. Несмотря на то, что в целом в 2015 году интернет-торговля в ребяческом сегменте выросла, в большинстве своем интернет-магазины убыточны. Потому эксперт прогнозирует сокращение их количества в 2016-2017 годах. Развиваться сможет лишь тот интернет-бизнес, который является частью мультиканальной модели крупной сети, подобный как, например, «Детский мир».
Оценивая перспективы специализированных магазинов в индустрии ребяческих товаров, эксперт отметил, что доля последних в 2015 году убавилась. Тем не менее, по оценке Евгения Бутмана, есть вероятность, что их часть будет расти, поскольку сейчас издержки на содержание небольших площадей упадают. Есть тенденция к сокращению арендной платы, доля заработной платы в марже начинает снижаться, соответственно открытие новоиспеченных специализированных точек у тех магазинов, которые «выживут», продолжится. Как правило, специализированные лавки отличаются более высокой выручкой на квадратный метр, чем универсальные лавки. Если специализированной рознице удастся сохранить высокую выручку с квадратного метра – она будет развиваться и выживать. Для этого необходима активная работа с ассортиментом и с эффективностью.
Отвечая на вопрос о том, произойдет ли пересмотр ценовых сегментов ассортимента и будут ли сети ритейлеров переходить из «эконом» сегмента в сегмент «посредственный плюс» или «премиум», Евгений Бутман отметил, что валютный кризис – это колоссальный вызов с точки зрения позиционирования любых ритейлеров базара, не только в сегменте игрушек. Компании, работающие с устойчивым ассортиментом, какой не может быть пересмотрен, «вылетают» из своей ценовой категории, и подлинно, те, кто работал в «эконом» сегменте переходят в «средний плюс» или оказываются в сегменте «люкс», где их поджидают немало сильные игроки. Тем не менее, сейчас все работают над тем, чтобы сохранить товарное соответствие ценовому позиционированию сети. «Базар, безусловно, поменяется, — говорит Евгений Бутман. – И, желая я пока не видел, чтобы какая-либо сеть стратегически поменяла позиционирование и перебежала в другой сегмент, думаю, что мы увидим это в ближайшее время. Из сегмента низеньких цен многие игроки будут вытеснены такими сетями, как “Ашан” и “Метрополитен”. Но основная конкурентная борьба развернется в среднем сегменте. Если 2015 год сделался годом борьбы за выживание, то 2016 год для игроков рынка будет годом войны продуктовых стратегий. И какой именно формат окажется наиболее эффективным для лавок, торгующим товарами для детей, пока определить сложно». По прогнозам эксперта, лишь в 2016 году можно будет определить, на каком степени установится средний чек.
Что же будет происходить с драйверами выручки? Посредственные чеки растут, причем по всем категориям товаров. Но при этом упадает так называемая «глубина» чека, потому что единица товара растет скорее, чем средний чек. В кризис люди психологически не могут превысить определенный размер покупки. Падение «глубины» чека — это положительная проблема для рынка, так как в результате в скором времени она приведет к сокращению ассортимента.
Евгений Бутман затронул и тему импортозамещения и локализации производства. Сейчас, по его суждению, перед российскими производителями открываются огромные возможности, так как сети не желают связываться с валютными колебаниями и готовы покупать российский товар. Проблема лишь в том, насколько потребностям ритейла, которые огромны, отвечает суммарная производительность всех российских фабрик.
Возможности для развития готово предложить страна. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках подпрограммы «Индустрия ребяческих товаров» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» с поддержкой различных государственных инструментов уже оказывает комплексную поддержку производителям. Существующие меры, такие как: возмещение доли затрат по кредитам, частичная компенсация по лизинговым платежам за оборудование, субсидии на проведение НИОКР, на развитие индустриальных парков индустрии ребяческих товаров направлены на поддержку всех звеньев отрасли и, как итог, нацелены на рост конкурентоспособности производителей товаров для детей.
Контакты для СМИ:
Пресс-центр
Юлия Грачиновская тел: +7-495-783-0826 #112,
e-mail: [email protected];
Чаяние Незаконная тел: +7-495-783-0826 #128,
e-mail: [email protected];
А так же по теме: