Фото: Никита Попов/РБК

Микрофинансовые организации помечают рост заемщиков с банковскими картами Gold и Platinum. За микрозаймами их повергли трудности с получением кредита в банке, считают эксперты

Почти любой восьмой онлайн-заемщик микрофинансовых организаций (МФО) ​— владелец премиальной банковской карты Visa или MasterCard, говорится в изысканье сервиса онлайн-кредитования, проведенного MoneyMan (есть у РБК).

По данным MoneyMan, на дебетовые и кредитные карты премиального класса микрозаймы получают 13,1% онлайн-клиентов российских МФО. Из них 6,7% заемщиков используют карты категории Gold и 6,4% — Platinum, говорится в изысканье. По данным компании, расплачиваются по долгам с премиальных карт 12,5% клиентов. Платежи с карт Gold приходят от 6,8% клиентов, с Platinum — от 5,7% заемщиков.

В цельном на банковские карты оформляется подавляющее большинство микрозаймов. В «МигКредит» заем на карту получают 75% онлайн-клиентов, в «Е заем» — 70%, сервис Webbankir.com в 94%.

Представители микрофинансовых организаций помечают, что приток клиентов в МФО с премиальными картами, традиционно считавшимися атрибутом для немало состоятельных клиентов, растет. Так, в 2013 году онлайн-микрозаймами интересовались лишь 8,2% клиентов с премиальными картами. Лишь в MoneyMan их число выросло за неполные три года в 28 раз — с 300 до 8400 клиентов, сообщает представитель компании. В процентном соотношении число таких клиентов вытянулось у всех МФО, добавляет представитель MoneyMan.

По словам управляющего директора сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лиги Тела, в этом году заемщиков с премиальными картами среди клиентов компании сделалось на 20% больше. Это люди с более высоким доходом, чем у обыкновенных держателей микрозаймов. «Около 13% наших клиентов имеют месячный доход немало 60 тыс. руб. в месяц. Скорее всего, именно им принадлежат премиальные карты», — сообщает эксперт. Это могут быть люди, которым нужны небольшие суммы в предельно сдавленный срок — геймеры, трейдеры, представители малого бизнеса и работники со сдельной оплатой труда, находит она.

По данным MoneyMan, средняя зарплата клиентов с премиальными банковскими картами — 75 тыс. руб., у 1% клиентов она превышает 150 тыс. руб. Онлайн-заемщики с обыкновенными картами зарабатывают в два раза меньше — 35 тыс. руб., уточняет представитель компании.

Обладатели премиальных карт занимают в МФО в среднем около 18 тыс. руб., держатели обыкновенных карт — 11,5 тыс. руб. Средний срок онлайн-займа у них один и тот же — 22 дня. При этом обладатели премиальных карт отличаются большей дисциплинированностью в возврате долгов, признает представитель компании.

Клиенты с золотыми картами шагают за микрозаймами из бизнеса, считают представители МФО. Среди заемщиков растет часть индивидуальных предпринимателей, которые пока не могут получить кредит в банке. «Нередко короткие микрозаймы используют владельцы бизнеса, которым необходимы деньги для расчета с контрагентами (если оплата нужна ныне, а сумма, которая покроет ее, будет только через несколько дней)», — соглашается директор по развитию онлайн-кредитования компании «МигКредит» Роман Халанский.

В MoneyMan также не исключают, что «премиальный» приток в МФО гарантировали и заемщики с «подпорченной» кредитной историей в банке. «Клиент обращается в компании, берет несколько займов, погашает их вовремя. Следственно, его кредитная история становится лучше и у клиента значительно увеличивается шанс получить кредит в банке», — полагает представитель MoneyMan.

Выводы экспертов находят подтверждение и в этих Национального бюро кредитных историй (НБКИ). В бюро в этом квартале зафиксировали первоначальный за три года рост просрочки по микрозаймам. К 1 октября ее уровень составил 21,9%. По сравнению со вторым кварталом она вытянулась на 0,7%.

Старт роста клиентов МФО с премиальными картами совпадает с пиком выдачи таких карт банками. Начальство управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин вяжет рост спроса на такой «пластик» с развитием дистанционных технологий, а также жаждой клиентов платить за качественный сервис, повысить свой социальный статус. «Ранее премиальная карта была куском золотого пластика, сообщающая напрямую о статусе и доходе клиента», — говорит Охорзин. Сейчас премиальные карты оформляются вяще как пакеты с дополнительными услугами — страхование, программы лояльности, консьерж-сервис, перечисляет он.

По суждению главы ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, рост заемщиков МФО с премиальными картами связан собственно с широкомасштабной выдачей карт Gold и Premium в последние годы. «Потому фактически премиальными они уже быть перестали, сам рынок реальных премиальных карт медлительно исчезает», — констатирует он. Завлабораторией финансовых исследований ИЭП имени Гайдара Михаил Хромов все же допускает, что обладатели премиальных карт пошли в МФО из-за трудностей с получением кредита в банке и экономического кризиса.

К 1 октября 2016 года россияне взяли у МФО уже 109,8 млрд руб., свидетельствуют данные НБКИ. Только за третий квартал эта сумма вытянулась на 23,2%. На 1 октября НБКИ фиксировало 7,97 млн действ​ующих микрозаймов. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, 10 млн человек пользуются или ранее пользовались услугами МФО или кредитных потребительских кооперативов.