Владимир Путин возложил правительству до нового года проработать возможность введения НДС и таможенных пошлин для зарубежных интернет-магазинов. Такую меру лоббируют и отечественные ритейлеры, спрашивающие равных условий с иностранными конкурентами, и курьерские службы, заинтересованные в росте объемов внутрироссийской экспресс-доставки. Противники инициативы же помечают, что расходы лягут на конечных потребителей. Как это отразится на работе российских ИМ – суждения экспертов отрасли.
Президент России дал указание правительству края проработать вопрос о внесении в законодательство налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин с зарубежных интернет-площадок, и поставщиков. И ввёл срок — 31 декабря 2016 года. При этом отметил, что отечественные и зарубежные участники этого базара должны находиться в равных условиях. «Мы обсуждали эту тему, в том числе с председателем правления Сбербанка [Герман Греф], у какого очень хорошее есть предложение по сотрудничеству с зарубежными и с российскими партнерами в этом курсе Правительство занимается этим, мы обсуждаем этот вопрос и с нашими коллегами и партнерами в рамках Евразийского экономического альянса, потому что эти вопросы подлежат согласованию в этой международной организации. Сходим примерно на понимание того, как мы вместе должны действовать, чтобы и утрат не было, и чтобы этот сектор развивался эффективно», — произнёс Путин.
Похожий аргумент ранее использовал и вице-премьер Аркадий Дворкович, высказываясь за вступление НДС для покупок на международных торговых электронных площадках, таких как AliExpress, eBay, Amazon и др. Так, по информации «Интерфакса», Дворкович, в свою очередность, считает, что для создания равных условий для российских и иностранных игроков на базаре интернет-торговли предпочтительным вариантом является НДС-регистрация (зарубежные игроки платят НДС по пункту получения выручки и прибыли). По его словам, правительство может привнести в Госдуму соответствующее предложение в весеннюю сессию. «Попытаемся пойти по линии НДС-регистрации, отработать нормативную базу до конца этого года. Будем глядеть, как заработает система платежей по услугам, которая уже заложена в Налоговый кодекс и надеемся завести как можно быстрее НДС-регистрацию уже по товарам», — говорит он.
Открыто не в оппозиции президенту и правительству в этом вопросе находятся и отдельный депутаты Госдумы. Например, руководитель комитета нижней палаты российского парламента по информационной политике Леонид Левин позитивно оценивает вероятное введение НДС и таможенных пошлин с зарубежных интернет-магазинов и отмечает, что Дума готова деятельно взаимодействовать с правительством для внесение соответствующих поправок в законодательство. «Я оцениваю это позитивно. Потому что отечественная индустрия, связанная с доставкой, давным-давно обращалась и к депутатам Госдумы, и в правительство с регулированием иностранных посылок из-за рубежа. К этой теме подходили с различных сторон и с точки зрения повышения стоимости, и с точки зрения налоговой составляющей. Бывальщины разные предложения, но в итоге так это история с места не сдвинулась», — произнёс господин Левин в интервью РИА «Новости». «На сегодняшний день она уже вышла на степень президента. Я думаю, что это придаст дополнительную динамику в решении этого проблемы. Со своей стороны, Госдума готова активно подключаться и взаимодействовать с правительством по внесению изменений в законодательство», — отметил он.
Однако сплоченности в стане профильных экспертов – «народных избранников» – всё же нет. К образцу, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков колеблется в перспективах инициативы. «Это вредное новшество, поскольку опять все будет переложено на последнего покупателя и потребителя, и так негустые снижающиеся доходы будут упадать», — заявил депутат РИА «Новости».
А администрирование налога обойдется бюджету «в гораздо вящую сумму, чем полученные деньги», прогнозирует в свою очередь президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Разумеется, восхищения не разделяют и непосредственные игроки этого бизнеса из числа зарубежных компаний. Так, так, комментируя инициативу для газеты «Коммерсант», глава «eBay Россия» Владимир Долгов указывал, что «регулирование маркетплейсов, где трудятся сотни тысяч мелких продавцов», невозможно.
Компании же, обслуживающие онлайн-ритейл, в частности, курьерские службы, глядят на перспективу с осторожным оптимизмом
««Очевидно, что российские и зарубежные предприятия сферы e-commerce трудятся сегодня в неравных условиях», – говорит Всеволод Беркин, гендиректор курьерской службы «Фокс-Экспресс» – оператора доставки товаров из немало интернет-магазинов. – Я понимаю недовольство покупателей, которые опасаются роста цен в связи с этим нововведением. Но еще лучше в этой ситуации я понимаю и поддерживаю российскую власть. Потому что защита национальных заинтересованностей, национального бизнеса — первостепенная функция любого правительства. А установление целых правил игры для всех участников рынка онлайн-торговли — одна из таких мер». «Трудясь с интернет-магазинами, в основном, российскими, мы видим, насколько это сложный и конкурентный бизнес. Потому существующая налоговая «фора», используемая китайскими и прочими онлайн-ритейлерами, представляется мне совершенно несправедливой», — резюмирует господин Беркин.
Справка:
В первом полугодии 2016 года объем ввоза из онлайн-магазинов увеличился на 37%, до 143,1 млрд руб., по оценкам АКИТ, «Почты России» и GfK. По итогам года эксперты ожидают рост на 45%, до 320 млрд руб. Часть трансграничной торговли в онлайн-ритейле может вырасти до 35% в 2016 году с 29% в 2015 году.
А так же по теме: