Фото: Lori

Российские пользователи сделались активнее делать взносы через краудфандинговые платформы, высчитали опрошенные РБК площадки. За год рост объема таких вложений составил от 27 до 70%

Как высчитали аналитики сервиса «Яндекс.Деньги», россияне вложили в краудфандинговые проекты на 70% вяще средств за 11 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным этапом 2015 года. При этом число тех, кто переводит деньги на подобные проекты сквозь сервис, выросло вдвое. На такие проекты через «Яндекс.Денежки» с начала года собрано уже около 290 млн руб. Средний чек составил 463 руб. При разборе данных учитывались переводы через платежный сервис «Яндекс.Касса» и инструменты для краудфандинга — сервис yasobe.ru.

Рост объема вложенных в краудфандинг оружий подтвердили и представители российских проектов Planeta.ru и Boomstarter.ru. За 11 месяцев 2016 года сборы на Planeta.ru вытянулись на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, а число поддержавших крауд-проекты спонсоров — почти на 36%, известил РБК гендиректор Planeta.ru Федор Мурачковский​. Краудфандинговая площадка Boomstarter.ru в 2016 году нарастила объем взносов на 40% по сравнению с 11 месяцами 2015 года, до 140 млн руб., произнёс сооснователь и гендиректор проекта Руслан Тугушев.

По данным сервиса «Яндекс.Денежки», в целом россияне с начала года перевели на благотворительность и краудфандинговые проекты возле 665 млн руб. — это на 47% больше, чем за аналогичный период прошедшего года.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

За год сквозь «Яндекс.Деньги» пользователи перечислили фондам на 45% вяще средств, чем за такой же период 2015 года, а число тех, кто жертвует на благотворительность, возросло всего на 10% — правда, люди стали переводить пуще и больше в среднем за раз. Самая большая сумма, которая была пожертвована за раз сквозь «Яндекс.Деньги», в этом году достигла 250 тыс. руб. В цельном по стране средний перевод составляет 641 руб. Средний перевод на благотворительность — 777 руб.

Кризис и реклама

Россияне пока лишь привыкают к такому источнику финансирования, как краудфандинг, эта отрасль в России довольно молодая, но быстроразвивающаяся, считает Мурачковский. «Если судить по сборам на Planeta.ru, какая является лидирующей крауд-платформой, и по общей сумме привлеченных финансов (за четыре года существования скоплено более 500 млн руб.), и по количеству успешных проектов (немало 2,2 тыс.), то за последнюю пару лет сборы превысили все, что было скоплено до этого», — говорит он.

Мурачковский отмечает, что популярность краудфандинга растет по нескольким винам. Во-первых, известные личности: музыканты, писатели, общественники — запускают краудфандинговые кампании, втягивая в них свою аудиторию. В то же время экономический кризис в стране подвиг предпринимателей разыскивать альтернативные источники финансирования или сократить бюджет на маркетинг. Альтернативой они избрали краудфандинг, который дает и деньги и известность продукту, находит Мурачковский.

«Меняется отношение пользователей к благотворительным тратам, и в цельном растет репутация отрасли, — объясняет представитель сервиса «Яндекс.Денежки». — Целевые онлайн-переводы сегодня постепенно вытесняют даяния наличными». Тем не менее лишь 4% пользователей интернета ведают про краудфандинг, приводит данные Руслан Тугушев. По его данным, персоной популярностью пользуются проекты по настольным играм, книгам и кинофильмам.

От Камчатки до Москвы

По данным краудфандинговых платформ, активнее всех мастерят взносы москвичи и петербуржцы. Представитель Planeta.ru отмечает, что оружия на проекты перечисляют и из-за рубежа.

«Яндекс» среди россиян, какие активно перечисляют средства на ​краудфандинг и благотворительность, называет также обитателей Камчатки. В этом регионе число тех, кто переводит средства сквозь «Яндекс.Деньги», за 11 месяцев выросло почти на 30%, а посредственный перевод — на 10%, до 749 руб. В Москве таких пользователей сделалось больше на 42%, правда, средний платеж снизился на 23%, до 772 руб. В Санкт-Петербурге число пользователей возросло почти на 60%, но они тоже стали переводить в среднем за раз меньше на 28%, 507 руб. С поддержкой сервиса россияне чаще всего отправляют переводы из электронных портмоне и с банковских карт.