Помер Стэнли Донен. Как говорят в таких случаях, ушла эпоха. Но в данном случае – буквально: ушла эпоха, какую Донен создал едва ли не лично, — золотая эпоха голливудского мюзикла.
[embedded content]
Во всяком случае, создал ее основу и ее созидательную вершину — бессмертный фильм «Поющие под дождем», признанный национальным культурным достоянием Америки и лучшим фильмом в жанре мюзикла из всех, когда-либо созданных.
Как нередко бывает, в музыкальную кинорежиссуру Донен пришел с театральных подмостков — был успешным танцовщиком на Бродвее. Это позволило ему придумать самые изумительные танцы в истории кино. К примеру, в его «Королевской свадьбе» Фред Астер, танцуя, переходил с пола на стены, а после бил чечетку, зависнув на потолке вверх ногами и тщательно обходя в неистовом танце люстру.
Его фантазия поражала воображение зрителей и в дальнейшем. Когда, к образцу, в роскошном мюзикле «Поющие под дождем» Джин Келли в любовном экстазе шел в почти акробатическом танце под ливнем, зависая на фонарных столбах, разбрызгивая лужи и поражая негустых прохожих.
Донен из тех мастеров мюзикла, для которых не было границ между танцем и жизнью, потому что сама существования и воспринималась ими как танец, ритм, упоение музыкальной стихией. За свою долгую 94-летнюю жизнь он работал с такими искусниками, как Фред Астер, Джин Келли, Фрэнк Синатра, Одри Хэпберн, совершенно незабываемая в его фильмах «Забавная мордашка» и «Шарада». На советских экранах в свое пора со сногсшибательным успехом шел его «демократический» мюзикл «Семь невест для семи братьев», который наш идеологически выверенный прокат приобрел тогда, вероятно, потому, что в нем распевали и танцевали «простые американские труженики» — лесорубы и фермеры. Но делали они это так лихо, изобретательно и виртуозно, с такой внутренней независимостью и непривычной для советских людей раскрепощенностью, что публика бегала смотреть удивительную картину снова и снова.
Донен был гениальным хореографом. В первую очередность благодаря своей абсолютно феерической фантазии. Поставленные им танцевальные фрагменты вошли в киноэнциклопедии — как, к примеру, танец Джина Келли с Микки Маусом в кинофильме Джорджа Сидни «Поднять якоря!», первый в истории опыт соединения в одном кадре живого артиста с анимационным персонажем. В фильме Чарльза Видора «Девушка с обложки» он придумал сцену, где тот же Джин Келли беседует и после танцует со своим двойником.
В 1998 году он получил почетного «Оскара» за вклад в киноискусство — и тут же на сцене, станцевал с полученной фигуркой под музыку популярной песни Dancing Cheek To Cheek.