В заключительнее время экономические новости не радуют, и понятно, что в период кризиса все затягивают пояса. На этой нервной почве вдруг случилось еще и словесное недержание у чиновников по всей России: то посоветуют на «макарошки» перебежать, то военными временами попрекнут, то велят рожать побольше, а то вдруг откажутся — мол, нет, мы не просили, так что вы к нам без претензий.
У людей сразу самооценка понижается — кушаем много, рожаем мало, болеем часто, соглашаемся на зарплаты всех оттенков серого, период дожития затягиваем. «Наше правительство живет на одной планете, мы на иной», — припечатывают соцсети. Трещины, кажется, идут по всем направлениям: бедные троллят богатых, оппозиционеры клеймят приверженцев власти, водители ненавидят пешеходов, учителя лупят детей, дети запинывают одноклассников, агрессия разливается в атмосфере, центробежная сила растаскивает людей по разные стороны баррикад, а объединяют россиян, безусловно, только дорожные пробки.
На этом тревожном поле в Екатеринбурге собирается первый Съезд народов Урала — вполне представительный форум, участники которого обсуждают, как идет реализация указа президента о Стратегии государственной национальной политики на ближайшие годы. Пункты программы радуют слух и заряжают оптимизмом: «Все народы, как звезды», «Россия — наш общий дом», «Совместно у нас больше возможностей». И под общее приподнятое настроение один из гостей форума член Общественной палаты Российской Федерации и Рекомендации при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Иосиф Дискин говорит то, о чем все давно хотели сказать, но отчего-то никто не решался:
— Общероссийское сплоченность — это не только и не столько межнациональное и межрелигиозное, это единство вне зависимости от национальной, религиозной и социальной принадлежности. И даже вне зависимости от политических пристрастий. Достижение и основной результат государственной национальной политики заключаются в том, что межнациональные и межрелигиозные отношения уже не являются значимым источником напряжений и конфликтов. Разумеется, это не предлог для ослабления усилий, но возможность сменить приоритеты.
Иосиф Евгеньевич, в самом деле, если демаркационная линия проходит не по черты национальных различий, потому что прививка интернационализма, полученная во времена СССР, дала обществу стойкий и работающий невосприимчивость, то, стало быть, нужно сосредоточиться на решении более важных задач?
Иосиф Дискин: Несомненно. Президент отметил сверхзадачу российского прорыва: «Мы должны обеспечить такой рывок в развитии страны по всем направлениям, чтобы, даже если в жития страны наступят какие-то сбои, Россия все равно шла бы вперед». Сегодня существует множество внешних и внутренних угроз и вызовов, без адекватных ответов на них чересчур велика угроза национального упадка и «сброса» в «третий мир». Без консолидации общества у нас мало шансов на прорыв.
На какой грунту могут объединиться сегодня чиновник и простой человек, миллиардер и тот, кому едва хватает зарплаты?
Иосиф Дискин: Я опять желаю сослаться на президента, который говорит: фундаментом патриотизма должно быть понимание того, что Россия — наша всеобщая родина и что ее судьба будет в большой степени определять судьбу каждого. Кому много дано, с того немало и спрашивается. И мы должны сделать так, чтобы наш бизнес был более ответственным, а чиновники — большими гражданами.
Как это осуществить?
Иосиф Дискин: Проблема в воспитании. Так, в Америке неприлично иметь навороченные автомобили, государственные чиновники никогда не будут ходить с дорогими часами и в костюмах от Армани. Это не проблема репрессий, повторю, это вопрос воспитания. Должно быть понимание гражданства. Я знаю, многие очень крупные бизнесмены гордятся тем, какую полотно они подарили в музей, сколько денег дали университету, который когда-то окончили, и так далее. Могу привести еще одинешенек пример. В Корее, когда разразился кризис, стояли километровые очереди, люди сдавали драгоценности и деньги в фонд края. Это был заем на тридцать лет, потом тридцать лет государство расплачивалось — они вытащили Корею. Вот это деятельное единство.
Вы сейчас сказали: воспитание — основное. Но мы за последние годы, как мне кажется, ничего здесь не приобрели, скорее потеряли.
Иосиф Дискин: Да, проблема воспитания, социализации на длинное время ушла из фокуса внимания школы. Но сегодня ситуация явно меняется. Надо прямо говорить: надлежит быть патриотическое движение в школе. Другой вопрос — семья плохо справляется с функциями социализации и воспитания. Это, разумеется, наша кара за девяностые годы. Семьям было так тяжело решать свои повседневные проблемы, что у них не оставалось сил, возможностей и ресурсов заниматься воспитанием. Но ныне мы видим резкий всплеск внешкольного воспитания. Выздоравливает страна. Медленно, не так, как хотелось бы, но все же.
Только структуры гражданского общества, лишь люди глубоко искренние и глубоко мотивированные могут что-либо изменить
Мы понимаем: тяжелое наследие девяностых надо перебороть. А позитивные изменения шагают очень медленно. Почему?
Иосиф Дискин: Есть люди, которые искренне переживают за судьбу нашего Отечества. У нас всеобщей представление о результате, но разные пути. Мысль о том, что необходимо терпеливо двигаться, воспитывать, понимать: только через сплоченность мы можем строить государство — им представляется неправильной. По их мнению, можно просто перепрыгнуть через все буераки-реки-раки и, разрушив существующее, не устраивающее их страна, построить новое по образцам и лекалам Запада. И вот эти люди внутренне глубоко мотивированы, как были мотивированы диссиденты, они готовы жертвовать и благополучием, и здоровьем, а порой и жизнью, как на войне. Но это война не столько против режима, сколько против собственного народа. Как сказал герой одного кинофильма, «они на войне, а мы работаем». Оттого и медленно.
Ваш тезис: нужно вернуть принципиальность — в отношения, в оценки. Раньше на общем собрании коллектива, комсомольской или партийной организации люд говорили товарищу: ты поступил недостойно. Сегодня чем это можно заменить?
Иосиф Дискин: В комсомоле и пионерии были идейные переборы, но это механизмы горизонтального взаимодействия, выражения взаимной требовательности. Вот почему именно протестанты создали капитализм как эффективную систему? Протестанты, а до этого иудеи — это сообщества, где было горизонтальное взаимодействие и обсуждение нравственно-этических требований друг к другу. В нашем обществе тоже происходят такие взаимодействия, лишь из них исключены принципиальность, требовательность и нравственность.
Так кто же должен первым начать? И с чего?
Иосиф Дискин: Мы должны начать. С себя. Это заключительнее, что должно исходить сверху, последнее! Ничего, кроме лжи и лицемерия, выдвижение этой проблемы сверху не даст. Лишь структуры гражданского общества, только люди глубоко искренние и глубоко мотивированные могут что-либо изменить. Гельвеций сообщал: нравственность соблюдается либо со страстью, либо никак. Это должна быть не война, но страстная борьба за нравственное очищение общества. При этом узкая пониманием, что фанатизм — надежный способ разрушить общество. Трудно? Безумно трудно. Ходим по лезвию бритвы. Но общество уже пришагало к осознанию необходимости и возможности действовать. Мы пережили Крым, пережили мощный патриотический подъем. Мы сохранили память о том, что нас могут объединять всеобщие нравственные переживания. И это тот самый якорь, который нас должен держать.
Ключевой вопрос
Как вернуть нравственность в общество, в политику?
Иосиф Дискин: Для основы необходимо договориться о критериях нравственности. Композиторы «Могучей кучки» говорили: мы не пишем музыку, мы берем музыку у народа, облагораживаем ее и возвращаем. Тут ровно та же история. Необходимо выяснить, что коренится в живом нравственном народном чувстве, вытащить это аналитическими средствами и сделать реальными критериями жития. Очень непростая проблема.
Справка «РГ»
Иосиф Дискин родился в 1948 году в Москве. Окончил факультет экономической кибернетики Московского института общенародного хозяйства им. Плеханова по специальности «экономист-математик». Доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член Рекомендации Общественной палаты РФ. Председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Член Совета при Президенте РФ по межнациональным касательствам. Член Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального собрания РФ. Заместитель председателя научного рекомендации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Член Общественного совета при Министерстве экономического развития РФ.