Фото: Олег Яковлев/РБК

Сэкономить, самостоятельно полив собственный автомобиль водой и пеной, — эта европейская мода распространяется в России. Пока, однако, мойки самообслуживания немало рентабельны в сочетании с обычными постами

Мойка по-европейски

В Европе мойки для экономных еще в начине 2000-х уже были на каждом шагу, теперь мода на них дошла и до России. В полуденных регионах, а также в Санкт-Петербурге и Калининграде они существуют уже несколько лет, а вот обитатели Москвы, Центральной России и северных регионов страны лишь начинают мыть автомобили самостоятельно. По данным 2GIS, в Москве трудится более 2,5 тыс. автомоек, из них только 40 — самообслуживания.

Помыть машину самостоятельно стоит в посредственном в два-три раза дешевле, чем на обычной мойке, это и обеспечивает новоиспеченной услуге популярность. В день через одну такую мойку может протекать до 500 машин, выручка — доходить до 1 млн руб. в месяц, а расходы можно мощно сократить за счет экономии на зарплатах: на мойке дежурит одинешенек администратор, в отличие от классической точки, где в каждом боксе должны трудиться посменно минимум два мойщика.

«Хочешь сделать хорошо — сделай сам! У нас это в крови, любой автомобилист понимает, что лучше тебя самого твою машину никто не помоет, — сообщает гендиректор сети автомоек самообслуживания «Мой-ка» Александр Шомин. — А с точки зрения бизнеса мойка самообслуживания приносит доход в разы вяще, чем обычная ручная мойка, при практически равных вложениях. Рентабельность мойки самообслуживания — 55–60% по сравнению с 15% от ручных моек».

Старт с «нуля», вводя согласование документов, подведение коммуникаций и строительство, обойдется в 10–19 млн руб., образцово как и у обычной автомойки. Экономить здесь не стоит, уверен совладелец компании — производителя оборудования для автомоек «Аллес» Вячеслав Коломиец: чем лучше будет подготовлена площадка, чем дорогостоящей будет химия и качественнее оборудование, тем больше клиентов соберет мойка.

Люд не гордые

«Мне говорили: у нас в России люди гордые, никогда сами машины мыть не будут», — вспоминает основатель компании Wave-S Андрей Шестаков. Но прогнозы скептиков не сбылись: за 2015 год он выручил возле 80 млн руб., продав 32 комплекта оборудования для моек самообслуживания. Его комплекты одни из самых недорогих на базаре — Шестаков их сам производит в России.

Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания

Основатель компании Wave-S Андрей Шестаков

Фото: Олег Яковлев/РБК

В 2006 году предприниматель зарегистрировал ООО «Кристальный мир» (в 2014 году изменил наименование юрлица на «Чистую планету») и начал продавать немецкое оборудование для классических автомоек. К 2012 году он все пуще стал получать заказы на технику для моек нового образа. «Когда нас начали дергать со всей России, я понял, что пора менять профиль», — сообщает Шестаков.

Перестроиться оказалось несложно: оборудование для моек самообслуживания было таким же, оставалось лишь настроить возможность использовать его в автоматическом режиме. Для этого Андрей нанял двух программистов, какие написали ПО для терминала управления, и двух инженеров — они создали чертежи для новоиспеченных плат. На оплату их труда ушло около 2 млн руб., разработка взяла год. Производить оборудование Андрей решил сам: размещал заказы на изготовление металлических коробов, плат и экранов на подмосковных заводах, детали, какие в России не производили ​— помпы высокого давления, купюроприемники, пистолеты, — заказывал в Италии, Канаде и Германии.

В 2013 году Шестаков реализовал свой первый комплект оборудования для мойки самообслуживания из шести постов за 2,5 млн руб. Но торговли шли плохо. За весь 2013 год ушло всего четыре мойки, за 2014-й еще 15. Спасал доход от торговли классической моечной техники. «Если люди и решались обнаруживать такую автомойку, то шли к дистрибьюторам западного оборудования: отечественным производителям не доверяли», — повествует Шестаков. Волна спроса началась в 2014 году: после скачка валют стоимости на зарубежную технику взлетели вдвое, а кризис заставил автовладельцев экономить на сервисе машин. Для Wave-S наступила золотая пора.

Средняя наценка, по его словам, составляет возле 35%. Сначала запросы приходили только из регионов, но в заключительные полгода Москва приносит больше заказов, чем все остальные города совместно взятые. На данный момент, по оценкам Шестакова, в столице трудится около 30 моек нового типа. Потенциал большенный: 15 млн жителей Москвы создадут спрос еще как минимум для 700 точек самообслуживания, уверяет он.

Что такое автомойка самообслуживания

Основная особенность автомоек самообслуживания — отсутствие штата сотрудников. В боксах дневалит один администратор, а автовладельцы сами моют свои машины. Кроме привычных моечных постов на подобный автомойке есть терминал с кнопками управления опциями, купюро- и монетоприемником, в каком «зашита» плата с программным обеспечением.

Чтобы самостоятельно помыть машину, клиент должен привнести деньги в терминал и выбрать режим: мойка водой рослого давления, мойка пеной, обработка воском и др. Клиент платит за пора мойки — вода, пена или воск поступают в шланг до тех пор, пока в терминале кушать деньги (остаток виден на экране). Обычно помыть авто пеной и водой удается за пять минут, потратив 100–160 руб.

Как отворить автомойку

Чтобы открыть автомойку, владельцу придется миновать ряд согласований и получить пакет разрешающих документов. Так, например, если участок размещён у трассы или в спальном районе города, предпринимателю придется получить позволение на ведение автомоечных работ, самостоятельно провести коммуникации (воду, канализацию, электричество) и организовать подъезды к площадке. Все эти труды могут обойтись в сумму до 3 млн руб. и затянуться примерно на год. Тем, кто открывается на площадке, относящейся торговому центру или промышленному предприятию, проще: все согласования и затраты на стройка ложатся на плечи собственников.

Повышенное внимание со стороны страны в любом случае обеспечено, предупреждает эксперт компании СКБ «Очертание» Дарья Коробицина. Прежде всего проверяют соблюдение санитарных заявок: расстояние автомойки до жилых домов, оборудование помещения, качество воды и распорядок утилизации отходов. О старте своей работы нужно известить в Роспотребнадзор.

Стандартный набор оборудования для шестипостовой мойки самообслуживания обходится клиентам Wave-S в 2,5–3 млн руб. Эта стоимость включает сами моечные посты и терминалы управления с купюроприемниками. Целый монтаж шести постов с выездом бригады рабочих на две-три недели будет стоить 200 тыс. руб., шеф-монтаж, когда на пункт выезжает только бригадир и контролирует процесс установки сторонней бригадой, обойдется в 15 тыс. руб. за день (обыкновенно процесс занимает три—пять дней).

По словам Шестакова, 10 млн руб., вложенных в покупку и монтаж оборудования, стройка боксов и проведение коммуникаций, окупаются за 1,5 года труды. «Тема очень популярная — почти у всех таких моек скапливается очередность, — говорит он. — Один мой клиент в Тульской районы за выходные получил 400 тыс. руб. выручки». По расчетам Андрея, выручка точки самообслуживания должна составлять 1–1,2 млн руб. в месяц, а незапятнанная прибыль за счет небольших расходов на зарплаты доходить до 900 тыс. руб.

Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания

В обещанные основателем Wave-S 10 млн руб. можно уложиться, приобретя самое недорогое оборудование и экономя на всех этапах запуска, считает Вячеслав Коломиец из «Аллес». Шесть постов в «Аллес» будут стоить возле 4–6 млн руб., строительство боксов и установка — еще около 4,5 млн руб., очистные сооружения станут в 500 тыс. руб., благоустройство и реклама — от 500 тыс. до 1 млн руб. Не меньше 200 тыс. руб. придется ежемесячно отзывть за аренду: место с хорошим трафиком (площадки у ТЦ и на въезде в спальные зоны)  — главное условие успешной работы.

Рынок самостоятельных

Первыми на российский базар пришли западные производители автомоек самообслуживания. Немецкие Ehrle и CWTech, польская BKF обнаруживали посты в Ростовской области и Петербурге в 2010–2012 годах. Они скоро развивались: так, клиенту BKF (компании H2O) удалось заключить договор с петербургской сетью гипермаркетов «Карусель» и за год отворить на территориях, прилегающих к магазинам, десять автомоек. «Ежедневно по 30 машин стояло в очередности, спрос был огромен», — вспоминает Вячеслав Коломиец. К 2012 году на базар вышли и российские предприниматели: кто-то продавал импортное оборудование, некто пробовал производить сам (Imoy, Iself, Wave-s, позже «Аллес»).

До 2015 года базар делили несколько крупных западных и российских производителей. В пыл кризиса свою долю увеличили отечественные игроки: они получили возможность устанавливать стоимость на 15–30% ниже, чем иностранные конкуренты. Сегодня лидером по числу открытых на своем оборудовании точек остается BKF (150 моек). Второе пункт делят CW Tech и Ehrle (по 35 моек). Wave-S, по собственным подсчетам, реализовала порядка 50 комплектов оборудования, «Аллес» — 15.

Тусовка на мойке

Реальность, как обыкновенно, несколько расходится со словами производителей техники. Например, Елена Кучеренко из Нательного Новгорода, которая вместе с мужем уже 20 лет занимается автомоечным бизнесом, барыши от работы мойки самообслуживания почти не видит. В хороший месяц точка приносит по 200–300 тыс. руб. выручки и 50–100 тыс. руб. незапятнанной прибыли, в мертвый сезон (январь—февраль) гораздо меньше. «В прошедшем феврале, как раз в пик кризиса, мы всерьез думали закрываться: нечем даже было платить зарплату администраторам», — сознается она.

Спасает Кучеренко то, что мойка самообслуживания делит помещение с обыкновенной мойкой: так между двумя точками получается распределять арендную нагрузку (250 тыс. руб. в месяц за 120 кв. м) и коммунальные затраты. Один пост стандартной мойки приносит от 25 тыс. до 500 тыс. руб. выручки в месяц, то кушать четыре поста могут приносить до 1 млн руб. оборота при рентабельности возле 15–20%.

Впрочем, причина низкого спроса на услуги мойки самообслуживания в несчастливой локации, уверена Елена: ее автомойка работает в спальном зоне, а большой трафик могут генерировать только центральные зоны или трассы с хорошим подъездом. «Если не удалось ухватить неплохое место, то работать такой бизнес, по крайней мере в первое пора, может только в спайке с каким-то другим доходным делом, какое в несезон будет держать мойку на плаву», — подводит итог Елена. По ее словам, в небольшом городе типовая мойка приносит более стабильный доход, чем мойка самообслуживания, но с заключительнее «намного меньше мороки».

Расположение — очень важный фактор, согласен Михаил Джуган, обладатель четырех моек самообслуживания в Казахстане. Но выбрать место с неплохим трафиком только полдела — на мойке важно создать уютное пространство. «Ночами ездят целыми автопарками, а на мойке в центре города вообще особая клиентура — молодежь из автоклубов. Для них это тусовочное пункт, — рассказывает Михаил, — музыка, напитки и никакой агрессии».

Джуган — предание среди клиентов Wave-S: свои четыре мойки в Алма-Ате он отворил меньше чем за год, сейчас запускает еще две точки. Идеей развивать этот бизнес он занялся, прожив несколько лет в Хорватии, где обычных моек практически нет. Переехав в Санкт-Петербург, разрешил открыть там автомойку самообслуживания, но понял, что ниша уже занята. Тогда Джуган поехал запускать автомойки в родимый Казахстан. Это временный проект, говорит Михаил. За два года он планирует отворить еще 10–12 точек в Алма-Ате, передать бизнес управляющему и вернуться в Петербург.

Оборудование для шести моечных постов обходится Джугану в 3,5–3,8 млн руб., вся процедура запуска, вводя монтаж техники и строительство, — в 5,8–7,8 млн руб. Все мойки он обнаруживал на собственные сбережения — раньше Михаил владел сетью из сотни кофейных машин. «Автомойки, по сути, это те же вендинговые аппараты, только вместо кофе я сейчас продаю воду и время», — говорит он.

Казахстанские мойки демонстрируют хорошие финансовые результаты: за день через одну точку проходит 250–500 машин, посредственный чек составляет 60–120 руб. Популярности среди местных жителей Джуган добился с поддержкой рекламных акций: так, например, при открытии одной из точек предлагал помыть автомашина за 20 руб. Перед мойкой выстроилась очередь из десятков машин. Но обещанных производителем 75% незапятнанной прибыли предприниматель не видит: при выручке от 700 тыс. до 1 млн руб. прибыль составляет 350–500 тыс. руб. Основные статьи расходов — аренда (60–120 тыс. руб.), закупка химии (60–80 тыс. руб.) и коммунальные затраты (50–70 тыс. руб.), которые в зимний период увеличиваются на 10–20 тыс. руб. за счет платы за отопление.

Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания

Фото: Олег Яковлев/РБК

Бизнес на прижимистых

Открыв летом 2015 года автомойку самообслуживания в Великих Луках, Андрей Мозговкин не был первопроходцем. В городе с народонаселением 200 тыс. человек на тот момент уже работали три такие точки. Тем не немного спрос на услугу был. «Это не связано с кризисом, всему виной несложное российское скупердяйство: у нас все, всегда и на всем пытаются сэкономить», — уверен он. С выбором производителя оборудования все было попросту: Андрей искал самый недорогой вариант. На технику для четырех постов он потратил 2,4 млн руб., еще 1,5 млн удалилось на покупку 12 соток земли. Эти затраты пока не окупились: посредственный чек в Псковской области ниже, чем в Москве, — около 100 руб. Выручка точки обыкновенно составляет около 400 тыс. руб. в месяц, чистая прибыль — 220–300 тыс. руб. «Wave-S — вариант для тех, кто не может позволить себе издержаться на импортную технику, — признает Мозговкин. — Оборудование нередко ломается, в принципе как и любая техника, но никакого гарантийного сервисы на деле компания не предоставляет: сломалась деталь — или отправляй ее на экспертизу в Москву и жди месяц, пока мойка простаивает, или ремонтируй за собственный счет». При минусовой температуре пена в шлангах замерзает и мыть машины можно лишь водой с шампунем.

При небольшом количестве постов экономить на зарплате сотрудников тоже особо не получается. «Люд пока не научились пользоваться такими мойками: они путаются в рукавах, спотыкаются, могут оторвать что-нибудь ненароком. Поэтому без контроля никуда», — предупреждает Андрей. На его мойке посменно трудятся четыре администратора, и на зарплатный фонд уходит около половины всех расходов.

Оптимальный вариант — симбиоз классической мойки и точки самообслуживания. Автолюбители экономят на каждодневной мойке и готовы сами подержать в руках пистолет, потратив 100 руб., но раз в две-три недели все-таки отдают машину на целую чистку. «Помыть машину самому и почистить ее профессионально — это как зачислить душ и сходить в баню», — подтверждает Елена Кучеренко.