Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Крупнейшие интернет-компании России в посланье министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову раскритиковали законопроект Медиа-коммуникационного альянса о регулировании мессенджеров и онлайн-кинотеатров

1 ноября Mail.Ru Group и «Яндекс» послали письмо министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову (снимок есть у РБК, в компаниях подтвердили ее подлинность). В письме интернет-компании известили, что негативно воспринимают подготовленный Медиа-коммуникационным союзом (МКС) законопроект, устремлённый на регулирование мессенджеров и аудиовизуальных сервисов.

МКС объединяет крупнейшие медиа- и телеком-компании. Подготовленные альянсом поправки в законы «О связи» и «Об информации» предлагают запретить иноземцам владеть более 20% в онлайн-кинотеатрах и обязать мессенджеры идентифицировать пользователей («вязать» его с конкретным человеком), рассказывал в интервью РБК президент МКС Павел Степанов.

«Находим, что предложенное МКС регулирование — избыточно, законопроект не решает заявленных его авторами задач, он лишь ограничит развитие российских интернет-мессенджеров и аудиовизуальных сервисов», — говорится в посланье. По мнению его авторов, такое регулирование ухудшит инвестиционный климат в районы интернет-сервисов, снизит темпы роста инновационной составляющей российской интернет-отрасли. В посланье указывается, что ограничение в 20% иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах «будет содействовать снижению доступности легального контента, уходу зарубежных инвесторов с российского базара, а отсутствие конкуренции на данном рынке приведет к ухудшению качества сервисов и деградации базара в этой части».

Еще одна претензия интернет-компаний — приравнивание поисковиков, какие предлагают пользователям просматривать видеоконтент в поисковой выдаче (так, «Яндекс.Видео»), к аудиовизуальным сервисам. Поисковые системы должны будут коротать премодерацию контента, считают авторы письма. «Эта инициатива некорректна и противоречит здравому резону. Поисковые системы не являются распространителями информации, и это уже сложившаяся практика, подтвержденная кораблями и разделяемая государственными органами», — говорится в документе.

В нем критикуется и поза, по которому идентификация пользователей мессенджеров обязательно должна проводиться по номеру мобильного телефона, так как «вдали не все пользователи имеют договор с оператором сотовой связи». Авторы послания обращают внимание на то, что государство и так регулирует мессенджеры, а избыточные нормы «ограничат труд сервисов и спровоцируют отток пользователей к иностранным проектам». Наконец, интернет-компании в посланье называют формулировки законопроекта «расплывчатыми и неточными», из-за чего «любой сервис в сети интернет может быть отнесен к мессенджерам (в случае присутствия функционала обмена сообщениями, например форумы, отзывы и т.п.) либо к аудиовизуальным сервисам (в случае присутствия какого-либо видеоконтента, например рекламы)».

Ранее Mail.Ru и «Яндекс» критиковали проект МКС сквозь СМИ. В свою очередь, Павел Степанов в интервью РБК объяснял жажда регулировать аудиовизуальные сервисы необходимостью создания​ «единой конкурентной окружения» и защитой национального контента, а мессенджеров — «вызовами и угрозами обществу, какие присутствуют из-за анонимности», угрозой утечки персональных этих, защитой от спама и террористических угроз. Он настаивал, что «Яндекс» как поисковая система не подпадает под регулирование, но оговаривался, что под него может угодить созданный компанией аудиовизуальный сервис. Степанов также помечал, что в их проекте не определено, что идентификация обязательно должна осуществляться сквозь СМС.

Директор департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи Екатерина Осадчая произнесла РБК, что министерство готово выслушать позицию интернет-компаний. Она также напомнила, что инициатором законопроекта является не Минкомсвязи, а МКС.