Привычная даже для рядового драйвера фраза «маршрут выстроен» для мировых оптимистов «Дакара-2019» в песчаных перуанских дюнах, в уходящую за горизонт вторую новогоднюю неделю, означал предстартовую готовность 11 января в Такне и Мокегуа к пятому марафонскому этапу авторалли. Судя по карте маршрута, он, не нарушая здешних традиций, опять колесит по пескам и дюнам, гравийным дорогам вдоль побережья.

Так что еще одно усилие воли, профессионального куража, разворот на 180 градусов, и пилоты всемирного автопрома вместе с результатами судейской бригады получат, наконец, в Арекипе заслуженный «сертификат» на долгожданный субботний передышка на бивуаке второго по величине города Перу.

Правда, вряд ли экипажам удастся в этот день насладиться игрой солнечных зайчиков на белоснежных фасадах и торцах его уютных улиц, оценить пронзительные силуэты монастыря Святой Каталины или сделать селфи на поле радуги брызг от фонтанов на Оружейной площади.

Хотя парящие над пропастью в каньоне кондоры и снежная вершина бессмертного вулкана Эль-Мисти навек останутся в памяти визитной карточной этого удивительного открытия испанских конкистадоров. Здесь уже несколько веков на вышине двух тысяч метров жители наслаждаются круглый год комфортной летней температурой и ярким солнцем.

Но как в шутку обронили сами герои ралли, им в эти дни «не до грибов». Хлопоты по реабилитации своих железных коней будут на бивуаке рутинной, но от этого не немного ювелирной работой для каждого оставшегося в зачетном листе экипажа.

К счастью, камазовские экипажи накануне прошли 351-километровый спецучасток без особых проблем. Андрей Каргинов, победитель четвертого этапа, как сделалось известно из источников в команде, пробил на пути в победе два колеса, вдобавок повредил диск, и добирался экипаж на непрерывной подкачке. Но небольшие потери времени в мягком песке не превысили полутора минут. Случались и не слишком драматичные конфликты с навигацией, какие тоже косвенно отразились на результате. Но высший пилотаж помог преодолеть весь пакет дополнительных нагрузок.

Истина, впереди еще шесть напряженных дней, и каждый этап, убежден глава российской команды камазовцев, семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин, может привнести коррективы. «История доказала, что даже с полуторачасовым отставанием в начале ралли экипажи заходили на подиум. Пока спозаранок успокаиваться, но надеемся, что все будет в порядке», — аккуратно постарался понизить градус эмоций прославленный пилот в пятничном интервью пресс-службе команды.

Уверенность в своих пилотах не подвела Чагина и на этот раз. Первым финишную ровную пятого этапа пересек 11 января экипаж «КамАЗ-Мастера» Эдуарда Николаева. Он преодолел спецучасток длиной 450 км за 5 часов 53 минуты и 33 секунды. А дружина Дмитрия Сотникова, какая накануне занимала шестую позицию, пришла на этот раз к финишу второй. Машина Андрея Каргинова — четвертой.

Оправдываются и словам белорусского пилота Сергея Вязовича, какой накануне заявил, что «удача вновь вернулась к команде». Если ветеран «Дакара», стартовав на четвертом этапе с 20-й позиции, сумел финишировать в четверг лишь четвертым, то пятница принесла его экипажу почетное третье место. Как известно, его коллега по команде Александр Василевский взял накануне только 12-ую строку в судейском протоколе, преодолев маршрут за 4 часа 46 минут. А третий белорусский экипаж, каким управлял Алексей Вишневский, из-за технических сложностей финишировал только 14-ым.

Стоит напомнить, что сенсаций четвертого этапа наименовали в пресс-руме «Дакара» победу 27-летнего уральского пилота на мотовездеходе Сергея Карякина. Он опередил испанца Херарда Фарреса Гуэлла на 11 с половиной минут. Замыкающий топ-3 чилиец Родриго Хавьер Морено Пьяццоли проигрывает гладко полчаса. Так что теперь  именно Карякин, с долей осторожного оптимизма еще вчера допускали обозреватели, может претендовать на роль фаворита гонки в своем классе.

Но пятый этап подтвердил житейскую мудрость, что еще не все сюрпризы перуанских серпантинов отворены для освещения. Стало, в частности, известно, что и о лидерстве уральского спортсмена на время придется забыть, правда, пока не удобопонятно, по какой причине он потерял время на последней трассе.

Сам российский пилот, комментируя на днях свой путь к заветному олимпу, ратифицировал, что именно на марафонских этапах главная задача не попасть на большой ремонт. «На бивуаке нам помогли участники ралли переворотить машину, чтобы произвести замену деталей. Именно на спецучастках и проявляется настоящий дух «Дакара», — цитировала Карякина пресс-служба команды.

И таких образцов профессиональной выручки на трассе — не один и не два. Южноафриканский гонщик на внедорожнике Джиниэл де Вильерс тоже пришел на помощь своему партнеру по команде Бернхарду тен Бринке. Его экипаж вяще часа помогал коллеге восстановить автомобиль, у которого была сильно повреждена задняя подвеска. Именно «благодаря поддержки Джиниэла де Вильерса и его штурмана Дирка ван Цитцевица экипажу удалось продолжить путь к цели», — говорится на официальном сайте тен Бринке.

Уместно, в классе внедорожников по итогам четвертого этапа вырисовывается знакомый сценарий: в лидерах два именитых соперника — катарский пилот Нассер Аль-Аттия и француз Стефан Петерансель. Накануне они стартовали вторым и первым, но это не помешало обоим проехать скорее всех. Аль-Аттия быстро догнал «Петера» и комфортно пристроился за ним. Проверенная веками спортивная тактика и принесло ему победу с преимуществом в две минуты. Насер, судя по расположению, в целом доволен четвертым этапом, хотя и признает, что, вероятно, есть машины и побыстрее. «Но впереди ещё долгий линия, время покажет», — резонно предупреждает себя и других опытный пилот.

А французский гонщик Стефан Петерансель, какой в генеральной классификации стоит на второй позиции, уступая девять минут Насеру Аль-Аттие, был на этот раз удручен состоянием линии и атакующим действием «феш-феша». Так гонщики обычно именуют мелкую пыль, которая похожа то ли на косметическую пудру, а буквальнее на сухую цементную смесь. «Это ужасно: она проникает внутрь автомобиля, ты ничего не видишь. Из-за этого возникли сложности с навигацией. И это еще при том, что мы уходили со старта первыми, и линия была не окончательно уничтожена. А вот тем, кто стартовал вперемешку с грузовиками, пришлось хуже всех».

Французский гонщик признает, что во другой день он допустил большую ошибку, и рад, что уже через сутки исправил ее. Он не уверен, что пока следует концентрироваться только на его войне и Нассера. Рядом идет целая группа достойных кандидатов на «золотого бедуина». Так что острие спортивной атаки еще спереди.

Это доказал и пятый этап мотогонки. Спецучасток у двуколесных «джигитов» составлял в пятницу 345 километров. Первым на финише чествовали французского мотогонщика Ксавье де Султре, какому уже аплодировали и за победу на третьем этапе. Но вскоре появилась информация, что майка лидера переходит к британскому гонщику Сэму Сандерленду. Судейская бригада зачислила решение компенсировать Сэму десять минут, потерянные им во время спасения попавшего в беду гонщика, и объявила британца решительным победителем спецучастка.

Как уточняют официальные источники соревнования, в ходе гонки Сэм остановился, чтобы помочь португальскому пилоту Гонсалвешу, какой «упал, повредив руку и получив травму головы». Сандерленд оказал ему первую помощь, за что после финиша ему и компенсировали утраченные минуты. А формальный победитель этапа Ксавье де Султре переместился на вторую позицию. Третье пункт по итогам этапа отстоял австриец Матиас Валькнер. Правда, лидерство в общем зачете пока сохраняет янки Рикки Брабек.

Не обходят стороной участников ралли и типично городские транспортные приключения. Пятикратный чемпион «Дакара» француз Сириль Депре едва-едва не задавил российскую мотогонщицу Анастасию Нифонтову во время четвертого этапа ралли-марафона. Об этом спортсменка написала на своей странице в соцсетях.

«Немножко пострадал мотик, но на скорость это не повлияло. Депре при этом сам перепугался до жути и еще несколько минут прыгал вокруг меня». Уместно, Анастасия Нифонтова и Дмитрий Агошков, которые продолжают бороться в категории Original by Motul, без особых проблем завершили спецучасток и пятого этапа.

С упорством закаленного в гонках профессионала, констатируют обозреватели ралли, не уступает лавры победителя после успеха на предыдущем этапе знаменитый аргентинский асс Николас Кавильяссо. Он уверенно продемонстрировал собственный триумф на пятом этапе в зачете квадроциклов. Стремительной тенью героя дня смотрелся и его соотечественник Жеремиас Гонсалес Фериоли, пришагавший на финиш вторым. Еще один аргентинский «наездник» — Густаво Галлего — стал третьим укротителем марафонского рейда на квадроциклах.

Смена лидера в классе внедорожников на пятом этапе повергла к победе французского гонщика Себастьена Лёба. А второе место закрепил за собой катарский пилот Нассер Аль-Аттия, третьим героем дня наименован судейской бригадой испанский спортсмен Нани Рома. Комментаторы ралли полагают, для катарца вторая ступенька почета весьма важна, прежде всего, для продолжения борьбы в общем зачете, в котором его основной конкурент из Франции Стефан Петерансель отстает на 16 минут.

А в субботу, 12 января, как уже сообщал «Альянс», всех участников ралли ждет первый свободный день в гостеприимной перуанской Арекипе. Но касается это в первую очередность пилотов, поскольку механикам, увы, предстоит колдовать над машинами, чтобы подготовить их к очередной пятерке этапов. Кстати, старт шестому намечен на воскресенье по маршруту Арекипа — Сан-Хуан-де-Маркона.

Желаете знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.