Осколки Ту-154, самолета президента Польши Леха Качиньского, потерпевшего крушение под Смоленском. 11 апреля 2010 года

Фото: NATALIA KOLESNIKOVA / AFP

Польские воли провели очередную эксгумацию останков погибших в катастрофе под Смоленском, унесшей житье президента Качиньского. Новое расследование сплачивает электорат партии его брата, но возбуждает раздражение Москвы

Во вторник из земли были извлечены останки бывшего главы правозащитного Катынского комитета Стефана Меляка, а на четверг назначена эксгумация тела бывшего замминистра цивилизации Томаша Мерта. Останки президента Леха Качиньского и его супруги Марии бывальщины эксгумированы на прошлой неделе, а потом захоронены в Вавельском замке в Кракове на прошедшей неделе.

Новое расследование

Президент Лех Качиньский и еще 95 человек погибли при крушении польского правительственного самолета Ту-154 10 апреля 2010 года. Они направлялись на памятные мероприятия в Катынь, где в 1940 году было расстреляно вяще 20 тыс. польских военных. Международный авиационный комитет (МАК) завершил расследование в 2011 году. Польша, где тогда у воли находилась центристская партия «Гражданская платформа», с выводами последствия в целом согласилась. При этом польские власти оговорились, что поступки российских диспетчеров могли стать одним из факторов, приведших к крушению.

Однако брат-близнец потерянного президента Ярослав Качиньский с выводами расследования не согласился. В 2015 году его консервативная партия «Право и правда» выиграла парламентские выборы. Одним из ее обещаний было проведение новоиспеченного расследования авиакатастрофы. В одном из выступлений он заявил, что «Польша не будет по-настоящему независимой до тех пор, пока не завершится расследование катастрофы под Смоленском».

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

В марте 2016 года министр обороны Польши Антоний Мацеревич разъяснил решение тем, что после катастрофы Польша «столкнулась с волной дезинформации», а проведенное расследование не зачислило во внимание важные факты. В частности, он утверждал, что Польша получила от российской сторонки не «черный ящик» разбившегося лайнера, а «какой-то другой регистратор». В сентябре 2016 года после заявлений польской сторонки о появлении новых аудиозаписей в деле о крушении срок последствия был продлен до 31 декабря 2017 года.

Исследованием останков займется интернациональная группа экспертов в составе 14 человек. В нее вошли медики из Швейцарии, Португалии и Дании. Итого польские власти планируют провести экспертизу 83 тел — всех жертв крушения, чьи останки не были кремированы. До конца 2016 года планируется эксгумация десяти тел, заявили в польской прокуратуре. Итого же процесс проверки останков займет около года и может быть завершен к зиме 2017 года, строчат польские СМИ. Следователи должны установить подлинность останков и ввести причину смерти. В 2012 году официальная Варшава уже сообщала, что при опознании и похоронах бывальщины перепутаны тела двух жертв катастрофы.

По сведениям польской радиостанции RMF FM, какая сослалась на анонимные источники, медики после осмотра тела Леха Качиньского и его супруги пришагали к выводу, что это их останки, а смертельные травмы были получены ими не в итоге взрыва, а во время крушения самолета. Это не противоречит результатам немало ранних расследований.

Зачем Польше новое расследование авиакатастрофы под Смоленском

Местом захоронения Леха Качиньского и его супруги Марии в городе Краков, Польша

Фото: Artur WidakZumaTASS

История расследования

Межгосударственный авиационный комитет провел расследование крушения и в решительном отчете в январе 2011 года признал причинами крушения решение экипажа не уходить на резервный аэродром, а также недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Ярослав Качиньский наименовал отчет бездоказательным. В июле 2011 года специальная комиссия МВД Польши обнародовала доклад, в каком действия диспетчеров, контролировавших посадку Ту-154, были наименованы в числе факторов, повлиявших на катастрофу, однако в целом согласилась с выводами МАКа.

Мобилизовать нацию

Продолжение расследования вин авиакатастрофы привело к расколу в польском обществе и будет непрерывным раздражителем российско-польских отношений, указывают опрошенные РБК эксперты. Они полагают, что «Право и правда» может использовать расследование в качестве инструмента давления на своих противников из «Штатской платформы» и лично бывшего премьер-министра Дональда Туска, какой сейчас возглавляет Европейский совет.

Расследование катастрофы выгодно Ярославу Качиньскому и его партии, сообщает руководитель центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН Ирина Кобринская. «Выговор идет о пропагандистском эффекте, потому что сложно представить обнаружение реальных доказательств рукотворного нрава крушения самолета», — полагает эксперт. В своих поступках нынешние польские власти руководствуются желанием найти подтверждения комплоту Москвы и Варшавы, в котором принимал участие Туск, не исключает основной научный сотрудник ИНИОН РАН Лариса Лыкошина. «Идет розыск аргументов, позволяющих обвинить прежнее руководство в недобросовестном исполнении своих долгов и едва ли не в государственной измене. Поэтому Качиньский настаивает на том, что Туск может предстать перед судом, если будет доказана его вина», — повествует Лыкошина.

«Особенной популярностью среди сторонников Качиньских пользуется конспирологическая теория, что Туск и Путин якобы условились «уронить» самолет президента», — говорит старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев. Он обращает внимание, что не вся элита разделяет эту теорию, однако число ее приверженцев растет. ​«Доля правых политиков хотят представить апрельскую катастрофу под Смоленском как рождение новоиспеченной страны, новой общности, новой республики», — рассуждает социолог из исследовательского института Kultura Liberalna Каролина Вигура. Вящая часть поляков, по ее словам, не верит, что расследование что-то покажет, но это неважно — для правящей партии необходимо поддерживать мобилизацию общества.

Неприятель по соседству

Несмотря на сохраняющуюся у части сторонников Качиньского уверенность в причастности Москвы к крушению самолета, эксперты предполагают, что новоиспеченное расследование едва ли способно серьезно ухудшить и без того нехорошие российско-польские отношения. По словам польского публициста, руководителя издания Res Publica Nova и основного редактора Eurozine Войцыха Пржибильского, правоконсервативное правительство в вящей степени настроено найти следы причастности к катастрофе своих предтеч, чем искать признаки заговора с участием России. Пржибильский полагает, что упоминания России поддерживают заинтересованность к этой теме.

Польские власти рассчитывают на помощь России в проведении расследования. Министр иноземных дел Витольд Ващиковский говорил, что власти требуют обломки лайнера, однако Москва отрекается их возвращать. Он отметил, что российская сторона не хочет сотрудничать со последствием и ждет, пока польская сторона признает результаты расследования российских специалистов. Представитель МИДа Мария Захарова на брифинге 20 октября показала на то, что министр иностранных дел и обороны Польши постоянно безосновательно оскорбляет Россию: «Все, что мы любую неделю слышим со стороны Польши, это, извините меня за оборот, просто какие-то очередные помои в наш адрес».

«Эксгумация не имеет мишенью обвинить Россию. Ее инициаторы сами не очень понимают, что они желают обнаружить. Я не думаю, что министр обороны Польши Антоний Мацеревич или Ярослав Качиньский всерьез полагают, что отыщут в телах погибших следы взрывчатки», — уверен Волобуев. При этом приверженцы такого шага рассчитывают найти «некие доказательства», что авиакатастрофа не была случайностью, добавляет он.​