Неудивительно, что после переноса на экран приключений Бильбо Бэггинса Питер несколько лет отдыхал, лишь недавно отметившись продюсированием иного гигантоманского проекта (впрочем, во всех отношениях куда менее примечательного) — экранизации «Хроник хищных городов». Одновременно он вернулся и к режиссерской деятельности, однако — в несколько непривычном формате.

Джексон адресовался ко вновь обретшей популярность — особенно на Западе — теме Первой мировой. Столетия её начала и окончания сопровождались массой увлекательных культурных проектов, начиная от блестящего альбома Lament немецких индустриальщиков Eintuerzende Neubauten, мрачно отпраздновавших первую дату, и заканчивая подогнанной ко второй джексоновской документалкой «Они никогда не станут старше», недавно, кстати, удостоившейся номинации BAFTA, и сейчас добравшейся до российских кино.

Такое внимание к фильму со стороны британской публики понятно — новозеландский режиссер, выступивший здесь также как продюсер, трудился над картиной вместе с лондонским Имперским военным музеем, поделившийся материалами из своего обширного архива. Собственно, потому история Первой мировой показана Джексоном глазами военнослужащего британской короны. Точнее — военнослужащих. Архивные кадры беспрерывно сопровождаются предоставленными музеем и компанией BBC репликами ветеранов.

Структура кинофильма сколь проста, столь и эффективна: Питер и его рассказчики успевают поочередно пройтись по нескольким темам — от военкомата до демобилизации, — занимавшим центральное пункт в памяти побывавших на беспрецедентной по тем временам бойне. Вши, окопы, отношения с сослуживцами и противником, первые впечатления от танков, а также от зловещего символа Первой всемирный — химического оружия. Всё это и ряд других любопытных и далеко не всегда приглядных моментов солдатского быта получают свою порцию комментариев, не лишенных знаменитого английского остроумия.

За скромные для подобный объемной тематики полтора часа Джексону вполне удается создать, конечно, далеко не полную, но достаточно выпуклую зарисовку на избранную тему. Человек, хоть немножко интересующийся вопросом, едва ли найдет здесь что-то принципиально новое, однако наличие ранее не публиковавшихся кадров и бойкий манера изложения вполне оправдывают потраченное на ленту время.

Но главная «фишка» «Они никогда не станут старше» — разумеется, в обработке материала. Немалое число военных хроник — прежде, повторимся, не публиковавшихся — было отреставрировано, раскрашено и озвучено профессиональными актерами после того, как с пленками поработали специалисты по чтению по губам.

Итог вышел, по меньшей мере, любопытным: такого кино об этой войне мы ещё не видели.

[embedded content]