Предприниматель Борис Голиков

Фото: Владислав Шатило/РБК

Предприниматель Борис Голиков запустил проект Pump.today, позволяющий автомобилистам забрать машину на парковке с помощью мобильного приложения. Востребован ли подобный сервис?

24 мая 2016 года, Калифорния. Власти и пожарные службы штата скопились на общее совещание. Цель — обсудить ситуацию с мобильными заправками. За заключительные месяцы в зоне залива и Кремниевой долины появилось разом несколько стартапов, зарабатывающих на заправке автомобиля по подписке. Заказы принимает приложение, сквозь него проходит и оплата, а сама заправка осуществляется в назначенном пункте и по времени, без присутствия клиента. По этой схеме в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сан-Хосе и его округах уже работает больше 12 стартапов, в их числе — Filld, WeFuel, Booster, Yoshi и др. Заправок в городах Калифорнии не так уж немало, а вот людей, которые дорого ценят свое время, хватает. «Мобильные заправки не назначены для того, чтобы экономить деньги, они об экономии времени», — строчит Bloomberg.

Активная деятельность новых заправщиков не нравится здешним властям: они считают, что мобильные заправки угрожают пожарной безопасности территорий, куда ездит груженый топливом автомобиль. Поэтому время от времени автомашины мобильных заправок проверяют дорожные патрули, а сами предприниматели получают уведомления от пожарных служб с заявками прекратить оказывать подобные услуги.

Пока чиновники и пожарные обсуждают запрещенные меры, спрос на услуги стартапов постепенно растет. А назревающую брань с властями уже сравнивают с проблемами Uber, пробивавшего себе путь на рынок через протесты традиционных такси.

Предприниматель Борис Голиков разрешил реализовать идею «заправки по подписке» в Москве. Его проект Pump.today показался на рынке лишь месяц назад, но, как уверяет Борис, уже заработал 2,2 млн руб. выручки и вышел на операционную окупаемость. «По-моему, это реально круто», — сообщает Голиков.

Запуск Pump.today обошелся предпринимателю в 10 млн руб.

От музыки к автомашинам

Борис Голиков — серийный стартапер. Он владелец одной из четырех столичных каршеринговых компаний YouDrive. Компания сдает в поминутную аренду автомашины Smart. В парке уже 200 машин, все приобретены по договору лизинга.

Голиков запустил YouDrive в Москве в июне 2015 года, а осенью 2016-го его смарт-каршеринг заработал и в Санкт-Петербурге. Мобильным приложением для аренды машин в обоих городах пользуется вяще 300 тыс. клиентов. В прошлом году бизнесмен привлек крупного партнера: компания «Панавто», официальный дилер Mersedes Benz, приобрела 40% каршеринговой компании.

Борис Голиков и его партнер в Pump.today Андрей Куприков заработали первоначальный капитал в сфере музыкального цифрового контента. Бизнесмены создали в 2005 году первоначальный контент-магазин Рунета fidel.ru, в его цифровом архиве тогда насчитывалось 7,75 тыс. наименований аудиокниг, игр, музыкальных созданий, приложений для мобильных телефонов. В январе 2008 года 51% уставного капитала Fidel приобрел за $8,5 млн медиахолдинг РБК — для российского медиарынка сделка на тот момент была беспрецедентно крупной. Впрочем, вскоре холдинг вышел из проекта, а в 2012 году затворился и сам сервис — по информации в СМИ, большая часть выручки доставалась правообладателям, а сам сервис приносил уроны.

Другой музыкальный проект Голикова, сервис Tracks Flow, прогремел тем, что довольно долго судился с Warner Music Russia, винившим сервис в нарушении прав на произведения певицы Maxim. «Мы подавали апелляцию в семи инстанциях, в итоге бывальщины признаны невиновными», — утверждает Голиков.

Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина

Предприниматель Борис Голиков

Фото: Владислав Шатило/РБК

Каршеринг и бензин

Забрать автомобиль, в котором неожиданно закончился бензин, в Москве предлагают несколько сервисов поддержки на дороге — «Ангел», «Эвакуируем.ру», «Дядя Чарли» и т.п. Но услуга это не из недорогих — нужно покупать годовую карту или платить около 1,5 тыс. руб. за вызов машины. Голиков рассчитывает на иную аудиторию — людей, которые не хотят тратить время, чтобы заезжать на заправку.

Услуга новоиспеченная и нестандартная. Поэтому первыми клиентами Pump.today сделались автомобили собственного каршерингового сервиса. По словам Бориса, такая внутренняя коллаборация позволила разрешить одну из существенных проблем. Дело в том, что услуги каршеринга, как правило, вводят расходы на топливо — некоторые компании раздают водителям топливные карты, отдельный — возвращают расходы на бензин. Карты нередко теряются или блокируются, а чтобы вернуть наличные денежки, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании. «Словом, непрерывная головная боль для всех. Так и появилась идея доставлять бензин ровно к машинам», — рассказывает Голиков.

Часть вложенных в проект денежек пошла на разработку мобильного приложения — за его создание как раз отвечал Андрей Куприков, выпускник МАИ. Программирование алгоритма будет сложная вещь, говорит Голиков. Нужно было сделать такую систему, чтобы учитывала загруженность путей и организовывала очередь на заправку.

Большую часть инвестиций потратили на закупку необходимого оборудования: насосов, цистерн под бензин (их заправляют на технических АЗС), огнетушителей и сухих систем пожаротушения. «В Штатах бензин возят чуть ли не на грузовиках, мы же можем эксплуатировать лишь легковые авто — без лицензии разрешено провозить не больше 300 л бензина и одну тонну дизеля», — сообщает Борис. Для перевозки топлива Голиков купил пару новоиспеченных автомобилей Citroen.

Пока сервис работает по заявке: потенциальному клиенту необходимо зайти на сайт, оставить там свое имя и номер мобильного телефона — на него придет приглашение со ссылкой для скачивания мобильного приложения. Затем заводится собственный кабинет, к которому привязан банковский аккаунт для оплаты бензина, при поддержки сервиса геолокации пользователь указывает место, где стоит его машина, и необходимое количество литров (чаще всего выбирают опцию «до целого бака»). В момент подтверждения заявки на заправку на счете клиента блокируется 2 тыс. руб., после заправки они разом возвращаются. Заправочный сервис обходится пользователям в 200 руб., стоимость бензина — такая же, что на заправках в центре Москвы.

В первый же день приложение скачали 800 человек, но бензин заказывали лишь 2–3 человека в день, сейчас число заказов дошло до 8–9. Посредственный чек — 1400 руб.

«Только оставьте лючок открытым, чтобы мы могли забрать ваш автомобиль», — призывают создатели Pump.today. На самом деле этот пункт — немощное место сервиса. Далеко не все водители готовы оставлять отворённым бензобак автомобиля на улице. Сомневающимся клиентам сервис предлагает позвонить минут за десять до прибытия заправщика: чтобы обладатель успел выйти и открыть лючок.

Топливо по подписке

Чтобы снизить стоимость бензина, Голикову необходимо покупать топливо непосредственно на НПЗ, а для этого необходимо нарастить число заправок и клиентскую базу, приобрести автоцистерны для топлива. Сейчас на технических АЗС скидка составляет итого 2–3%, на НПЗ может доходить до 10–12% от среднерыночной цены.

Пока Pump.today возит лишь 92-й и 95-й бензин, с начала ноября обещают 98-й и дизель. Но есть территориальные ограничения — сервис трудится только в пределах Третьего транспортного кольца. Исключение лишь для b2b-клиентов. На днях Голиков подмахнул соглашение с конкурентом по рынку каршеринга компанией AnyTime о заправке их автомобильного парка. На часть обслуживания собственного каршеринга сейчас приходится порядка 50% от всеобщего объема продаж, оставшиеся 50% продаются по подписке.

«Модель подписки сейчас наиболее популярна во немало сферах, это наиболее удобный формат для пользователей мобильных приложений, — сообщает соучредитель сервиса предупреждения автомобилистов об эвакуации CrocoDie Ксения Загоскина. — Размышляю, в России ребята будут развивать новый рынок — в этом их основной плюс. В Штатах он уже активно развивается».

Американские инвесторы присматриваются к перспективному базару. В 2015 году стартап Yoshi получил $120 тыс. от бизнес-инкубатора из Кремниевой долины Y Combinator.

Взор со стороны

«Будет сложно сделать этот продукт массовым»

Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина

Ксения Загоскина, соучредитель сервиса CrocoDie:

У сервиса кушать существенные риски. Первый — невыгодная цена. Большинство водителей пользуются бонусными программами сетей заправок, снижая тем самым стоимость литра бензина. В этом сервисе цена бензина является рыночной, а с учетом платной доставки становится еще рослее.

Оставлять открытым лючок небезопасно — нет гарантии, что злоумышленники туда не зальют помимо бензина еще что-то.

Наконец, нет доверия, что мне зальют собственно тот класс бензина, который я заказываю, или не перепутают, например, дизельное топливо и бензин.

А основное, на мой взгляд, нет и массовой проблемы с заправками. Я думаю, это приложение живо для тех, у кого мощные авто с большим расходом топлива, в таком случае расходования времени на заправку топлива являются существенными, обычно же люд заправляют автомобиль раз в неделю. Будет сложно сделать этот продукт массовым.

«Автоклубы поддержки на дорогах не стоит записывать в конкуренты»

Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина

Андрей Рукавишников, правящий партнер маркетингового агентства EBITDA Marketing:

Pump.today — сервис на степени мобильного шиномонтажа, очень удобная штука. Риск остаться без топлива в бензобаке — классический случай того, что может случиться с водителем. На этот момент эта проблема не имеет удобного решения, поэтому ребята молодчины, что уловили эту потребность.

Автоклубы помощи на дорогах типа «Ангел» не стоит вписывать в прямые конкуренты: там помогут только при условии наличия дорогостоящий карты годового обслуживания, а стоимость разовой помощи в разы превышает стоимость бензина. Комплексные услуги — не конкуренты сфокусированному сервису.

Если созидатели намерены и дальше следовать по пути максимального удовлетворения надобностей клиентов, следующим шагом должна стать возможность заправки различными видами топлива, иначе дальше стартап будет глядеть исключительно как нишевая история. С точки зрения продвижения благоразумнее использовать возможности соцсетей — этого явно не хватает».

«Сервис будет увлекателен»

Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина

Екатерина Журавлева, представитель каршеринговой компании Car5:

Сервис будет увлекателен всем компаниям, у которых нет своей службы заправки. Экономия поре клиента и экономия наших затрат на заправку — главные преимущества. А основные риски — это злоупотребление полномочиями и некачественное оказание услуг сотрудниками сервиса.

«Не все, что неплохо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву»

Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина

Константин Синюшин, учредитель Untitles Ventures:

Любые on-demand (по заявке. — РБК) сервисы мы считаем перспективным направлением, но не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перетащить в Москву. У нас совершенно иные внешние условия. Например, жесткий столичный трафик мастерит очень дорогой стоимость подачи заправщика на далекие дистанции. Некоторые принципы организации парковки затрудняют доступ заправщиков к автомашинам. А открытые крышки бака могут спровоцировать уличное хулиганство.

В идеале было бы видать в числе основных потребителей не столько каршеринги, сколько автохозяйства, прокатные компании и сервисы на абонементной основе. Паркинг у этих автомашин более устроенный и безопасный, чем у частных лиц.

«Услуга вряд ли может воображать интерес»

Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина

Марина Назамутдинова, руководитель департамента PR и внутренних коммуникаций интернет-магазина OZON.ru:

Для компании, чей автопарк — пускай и крупный — эксплуатируется на небольших расстояниях, услуга вряд ли может воображать интерес. И в этом риск проекта.

У OZON.ru собственный автопарк лишь в Москве насчитывает 67 машин, но сервис Pump.today для нас нерелевантен. Наши рассыльные работают в рамках одного района или даже части зоны, заправляются сами на ближайших заправках. Даже если заказов весьма много, машины все равно не ездят далеко, их маршрут — соседний дом, параллельная улица. Потому услуги в нашем случае могут носить лишь нрав скорой помощи — если у курьера внезапно закончился бензин.

«Для нас основное, чтобы машины всегда были готовы для эксплуатации»

Юлия Баймлер, правящий директор каршеринговой компании AnyТime:

Pump.today — конкурентоспособная услуга и вящая помощь каршеринговым компаниям. Мы уже начали сотрудничать: в конце октября наш автопарк будет заправляться в том числе и при поддержки нового сервиса.

Для нас главное, чтобы все наши машины вечно были готовы для эксплуатации. И в этом смысле Pump.today поможет нам сделать наш сервис спокойнее для клиентов. В числе других преимуществ проекта — быстрое получение нами соответственнее документации. Помимо Pump.today для заправки мы привлекаем еще две компании, занимающиеся топливными картами, но выговоры о конкуренции не идет.