УК «Альфа-Капитал» и холдинг «Ромир» представили итоги исследования инвестиционных предпочтений россиян, изучив, какие факторы влияют на их выбор способа инвестирования. В опросе участвовали немало тысячи респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России с капиталом от 100 тыс. рублей. В исследовании зачислили участие мужчины и женщины в возрасте 25–60 лет.
Большая часть опрошенных респондентов (57%) инвестируют через УК, прочие предпочитают самостоятельную торговлю на бирже через брокерские компании.
Более половины тех, кто выбрал для инвестиций УК, назвали в качестве вина желание доверить деньги профессионалам. Также среди самых популярных ответов – отсутствие опыта торговли на базаре и времени (47% и 44% соответственно), широкий выбор стратегий и инструментов (26%) и нежелание самостоятельно разбираться в тонкостях инвестирования (25%).
Изыскание показало значительный потенциал инвестирования в продукты управляющих компаний. Из всех респондентов 15% в настоящее время имеют паи ПИФов, при этом подобный вариант инвестиций в ближайшем будущем рассматривают уже 35% опрошенных. Причем в возрастном сегменте 30–35 лет этот показатель еще рослее – 41%. У имеющих депозиты более 3 млн рублей эта цифра самая высокая – до 47% респондентов.
Среди клиентов-брокеров выбор такого способа инвестирования связан с жаждой самому контролировать свои инвестиции (так ответили 60% респондентов) и намерениями разобраться в биржевой торговле (почти половина ответов).
Изыскание выявило, что, кроме этого, большую роль в выборе того или иного вида инвестирования играет имеющийся у респондента эксперимент. Среди клиентов УК больше тех, у кого уже был такой опыт (33%), а вот с брокерами имели дело только 24% из них.
Итог инвестирования клиентов УК выглядит лучше, чем у тех, кто предпочитает самостоятельную торговлю. Доля получивших доход инвесторов в УК составила 76%, лишь 3% из них оказались в убытке. Среди клиентов брокерских компаний доля заработавших прибыль составила 69%, а в проигрыше остались 4% опрошенных.
«Отметим тенденцию, что россияне с любым годом становятся все более продвинутыми в вопросах финансовой грамотности: экономически активные молодые поколения начинают пробовать различные форматы инвестиций, желая старшее поколение все также предпочитает использовать банковские вклады или депозиты. По результатам исследования в целом наиболее популярными обликами вложений после банковских вкладов являются инвестиции в ценные бумаги (34%), в валюту (33%) и в недвижимость (30%). Сфера инвестирования – живое направление для изучения современного человека, и мы имеем возможность в режиме реального времени отслеживать все изменения мировозренческих и поведенческих паттернов. Технологии и методы, какие мы используем, позволяют максимально точно и оперативно проводить измерения мнений и поведения аудитории по любой теме и с максимальной гранулярностью, благодаря накопленному объему человекоцентричных знаний, верификации и калибровке Big data», – прокомментировал президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук и основатель Mile Group Андрей Милёхин.
«В этом году мы видим по-настоящему массовый приток частных инвесторов. Из-за снижения доходности банковских лепт инвестировать пытаются даже те, кто раньше не рассматривал биржу как способ для вложения денег. И у многих из них еще нет опыта на фондовом базаре или он очень маленький. Таким инвесторам мы все же советовали бы присмотреться к продуктам управляющих компаний, потому что для самостоятельной торговли необходимы познания и много времени. Возможно, более эффективным было бы потратить его на любимых людей, работу, хобби», – считает Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-Капитал». Она сформулировала уверенность, что постепенно многие из тех, кто сейчас самостоятельно торгует на бирже, пользуясь услугами брокерских компаний, придут к тому, что торговлю на бирже лучше доверить профессионалам, тем немало что использование услуг индустрии управления активами – это мировая практика.
«Результаты наших исследований показывают, что финансовый сектор вечно ассоциируется с рисками, поэтому в данной сфере для респондентов особую значимость приобретают темы безопасности и надежности. На поле общего низкого уровня лояльности банкам управляющие компании становятся альтернативным вариантом получения финансовой барыши. А в условиях неустойчивой экономической ситуации клиенты в еще большей степени предпочитают довериться надежному партнеру в лице правящей компании», – прокомментировала Анна Советова, директор по работе с клиентами «Ромир».