Победой венгерского кинофильма режиссера Илдико Эньеди «Тело и душа» в Берлине завершился 67-й интернациональный кинофестиваль. Эта картина награждена также призами Экуменического жюри и ФИПРЕССИ.Гран-при жюри пришёлся фильму Алена Гомиса «Фелисите» совместного производства Франции, Сенегала, Германии, Бельгии и Ливана. Приза Альфреда Бауэра удостоена польская полотно «След зверя» Агнешки Холланд. Один из главных фаворитов публики и прессы кинофильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» (Финляндия) получил Серебряного медведя за лучшую режиссуру.
декламируйте также
Актерские призы увезли Ким Минхе, исполнительница основной роли в корейском фильме «Одна ночью на берегу», и немецкий артист Георг Фридрих в «дорожной драме» «Яркие ночи». «Серебряный медведь» за наилучший сценарий ушел чилийской трансгендерной драме «Фантастическая дама» режиссера Себастьяна Лелио. Эта картина признана также лучшей в конкурсе «Тэдди», ее удостоило Особого упоминания Экуменическое жюри. «Серебряного медведя» за художественный лепта получила Дана Бунеску, режиссер по монтажу румынского кинофильма «Ана, моя любовь».
67-й Берлинале полностью прояснил смысл загадочных слов, кинутых его директором Дитером Коссликом корреспонденту «РГ»: «Российские кинофильмы нам не подошли тематически». Фестиваль хочет быть актуальным, он был насыщен кинофильмами, так или иначе перекликавшимися с современной политической и социальной ситуацией в вселенной. А русские кинематографисты подались в эскейпизм и касаться воспаленной реальности робеют. Положительное социальное кино у нас закончилось, если не ошибаюсь, на «Левиафане» и «Глупце». Они и были в свое время обласканы фестивалями.
читайте также
Очевидным сделалось и еще одно неписаное правило отбора в фестивальные программы: ориентация на позитив. Кинофильмы не должны бить зрителей по головам — людям и так сегодня нелегко: на дворе кризис, экономический и политический, грядущей неопределенно, оно пугает. Поэтому картины должны быть не попросту актуальными, острыми и смелыми в подходе к насущным проблемам — но и конструктивными, в них должен брезжить свет в крышке туннеля. Это, к примеру, солидарность простых людей, спасающих беженца из Сирии от государственных формальностей, — в кинофильме Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». Или настрадавшаяся, но обретшая любовь и семейство героиня конголезской истории про Фелисите, воплощенной режиссером Аленом Гомисом. Разом несколько картин рассказывали о том, как герои упрямо пробиваются товарищ к другу, пытаясь растопить лед отчуждения или вражды, как завоевывают влюбленность, как борются за сохранение терпящей бедствие планеты. Источником света может быть смех, и в этом берлинском конкурсе было как никогда немало комедий.
Ради этой актуальности фестиваль шел на компромиссы, показав в основном конкурсе довольно много средних, но актуальных и оттого увлекательных картин. А в «Панораме», к примеру, — грузинский фильм с российским участием «Заложники» Резо Гигинеишвили, художественно несовершенный, но рассказавший о том, на какие безумства бывальщины способны люди, рвущиеся из закрытого лагеря по имени СССР к независимости. Ситуация, изображенная в фильме, сама по себе депрессивна, но порыв к независимости всегда вызывает понимание и сочувствие зала. А в российском кино и такого «позитива» сейчас не найдешь: даже комедии в большинстве своем человека с раскрученным вкусом вгоняют в тоску безнадеги.
читайте также
Другими словами, Берлинский фестиваль преподал нашему кино здоровый урок. Хотите быть интересными международному сообществу — будьте с нами в кинематографическом изысканье современной реальности, портретируйте жизнь без вранья и прикрас, не уходите от заостренных проблем, но непременно предлагайте свои версии их решения. И наконец, достанет показывать свиные рыла вместо человеческих лиц. Ведь дело забежало уже так далеко, что персонажей русского кино узнаешь сразу по бычьим потылицам, мутным взглядам, мату вместо членораздельной речи, а основное — по отсутствию внутреннего стержня и позитивной энергии. Они так далеки от типажей цивилизованного вселенной, что смотрятся существами с иной планеты. Хотя именно наше кино как-то задавало тон в позитивном, гуманном подходе к человеку.
Думаю, эти заявки Берлинского фестиваля к фильмам разделяет абсолютное большинство российских зрителей, достоверно так же уставших от картин либо заумно депрессивных, либо тупоумно развлекательных, в любом случае бесконечно далеких от того, что по-настоящему волнует нынешнего человека.
Успех якутского кино, которое было приглашено в одну из тематических программ Берлинале Native, связан собственно с тем, что оно крепко связано с родной землей и умеет о ней рассказать с влюбленностью и надеждой. Конечно, попасть в Берлин ему помог постоянный заинтересованность фестиваля к этнографическим картинам, но это кино умное и человечное, у него вящие перспективы.
читайте также
На международном кинорынке, на стенде Roskino, русские проекты бывальщины представлены достаточно обильно — участвовали более сорока отечественных кинокомпаний. Заинтересованность покупателей привлекали такие фильмы, как «Притяжение» Федора Бондарчука и «Викинг» Андрея Кравчука, «Пора первых» Дмитрия Киселева и «Собибор» Андрея Малюкова. Но особенно успешно продавались анимационные полотна: таланта и фантазии нашим художникам всегда было не занимать, к тому же тут, в сказках, полет творчества не так ограничивает прочно поселившийся в нашем кино «внутренний редактор». Заинтересованность на кинорынке вызвал новый проект молодого Ивана Твердовского Jumpman, какой недавно получил главный приз фонда Eurimages в Роттердаме, а сейчас тепло принят в Берлине.
Пожалуй, 67-й фестиваль был, как вечно в последние годы, небогат шедеврами. Но интересного кино очутилось много, оно было разным и, что важно, внятным и уму и сердцу.