Сотрудник МЧС России во пора проверки магазина
Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отнимать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, вытекает из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется
Живая для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов страны, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с мишенью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы непременные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного столы, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских транспортирований. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на труд по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новоиспеченной философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора обрисован в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с каким ознакомился РБК.
Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Рекомендации при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны подновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем стране, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перебежать к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей сделается не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.
От непрерывных проверок к «умному регулированию»
Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью непрерывную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это вяще всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России каждогодне проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, так, от отравлений алкоголем — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, сообщает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Вытекает задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и новоиспеченного отношения», — сказал он в четверг.
‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}
if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}
if (!window.jwplayer.key) window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;
var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006
try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}
try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}
try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}
parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}
run();
})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>
Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, устанавливает цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым обликам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к крышке 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сжата и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована лишь к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с проблемами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», вытекает из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как находит вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего ужасного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может пришагать Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.
Отбор кадров суровее, зарплаты — выше
Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный комплект чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, вытекает из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения вин. МЧС — один из многолетних лидеров по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для прочих ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на пункт. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта намечается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, обмолвились авторы проекта.
Проект предполагает появление специальных заявок к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей сделается поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено вводить систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие особых нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В цельном запланировано введение «новой системы оплаты труда, устремлённой на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», произнесено в паспорте проекта.
В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) непременные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое непременное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, произнесено в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, кормящих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до крышки не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры каждогодне должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («необходимо») и «как нельзя».
Ротация на «коррупционных» должностях
Авторы программы уделяют внимание и войне с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют ввести четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по проблемам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии коротать такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов желают провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов принудят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На местах с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.
Иные меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, так, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «отчетливых оснований и критериев принятия решений».
Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Так, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном распорядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою труд будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В виду программы упоминается «облачное решение», которое призвано гарантировать автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по труду с массивами больших данных (Big Data).
Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. каждогодне в 2017–2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический середина при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной сторонки, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она спрашивает больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», каких можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физиологически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные заявки» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неверным подходом», рассуждает Блудян.