Сотрудник МЧС России во пора проверки магазина

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отнимать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, вытекает из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется

Живая для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов страны, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с мишенью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы непременные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного столы, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских транспортирований. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на труд по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новоиспеченной философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора обрисован в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с каким ознакомился РБК.

Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Рекомендации при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны подновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем стране, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перебежать к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей сделается не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

От непрерывных проверок к «умному регулированию»

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью непрерывную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это вяще всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России каждогодне проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, так, от отравлений алкоголем — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, сообщает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Вытекает задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и новоиспеченного отношения», — сказал он в четверг.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer.key) window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, устанавливает цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым обликам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к крышке 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сжата и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована лишь к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с проблемами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», вытекает из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как находит вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего ужасного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может пришагать Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.

Отбор кадров суровее, зарплаты — выше

Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный комплект чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, вытекает из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения вин. МЧС — один из многолетних лидеров по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для прочих ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на пункт. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта намечается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, обмолвились авторы проекта.

Проект предполагает появление специальных заявок к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей сделается поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено вводить систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие особых нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В цельном запланировано введение «новой системы оплаты труда, устремлённой на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», произнесено в паспорте проекта.

В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) непременные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое непременное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, произнесено в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, кормящих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до крышки не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры каждогодне должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («необходимо») и «как нельзя».

Ротация на «коррупционных» должностях

Авторы программы уделяют внимание и войне с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют ввести четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по проблемам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии коротать такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов желают провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов принудят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На местах с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.

Иные меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, так, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «отчетливых оснований и критериев принятия решений».

Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Так, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном распорядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою труд будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В виду программы упоминается «облачное решение», которое призвано гарантировать автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по труду с массивами больших данных (Big Data).

Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. каждогодне в 2017–2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический середина при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной сторонки, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она спрашивает больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», каких можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физиологически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные заявки» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неверным подходом», рассуждает Блудян.