Великий пост в этом году продолжается с 18 марта по 4 мая. Это у православных. У католиков — с 13 февраля по 30 марта, то кушать он уже близок к концу. Сколько конфессий, столько разных численников и правил. Поэтому люди, ревностно верующие, данную статью могут не декламировать, мы говорим здесь о постах вообще и о нюансах их возникновения.
Великий пост продолжается сорок шесть дней. Или сорок четыре — если вы католик. У католиков он заканчивается на два дня ранее — в полночь Великого (или Страстного) четверга. «Сорок дней» Великого поста ознаменовывают те сорок дней, что Иисус (а до него Моисей) провел в пустыне за молитвами и постом, однако воскресенья в расчет не шагают, поскольку по воскресеньям поститься не полагается. Причина, почему пост и покаяние приостанавливаются в те шесть воскресных дней, что выпадают на Великий пост, заключается в том, что дни эти почитаются своего рода праздничной дегустацией перед Пасхой — главнейшим праздником богослужебного года.
Некто назовет это слабоволием или может сказать, что это противоречит духу самой идеи, однако обстоятельства Великого поста всегда рассматривались как «подлежащие обсуждению». Даже в VI столетье, когда папа Григорий Великий впервые высказал дума об отказе от мяса, молока, сыра, масла и яиц на все «сорок дней» Великого поста, его слова толковались весьма и весьма размашисто. Так, кельтская церковь рекомендовала поститься в течение дня, но не отказывать себе ни в хлебе, ни в яйцах, ни в молоке за вечерней трапезой. В Англии X столетия архиепископ Элфрик, сторонник жестких мер, пошел по другому линии: помимо всего прочего, запретить секс, драки и рыбу.
Вообще сообщая, рыба всегда была «спасительницей» в Великий пост. Генрих VIII всецело поощрял ее потребление для поддержки рыбного хозяйства края. И по мере того как голодные христиане разносили Благую весть по далеким краям, понятие «рыба» удивительным образом расширяло свои рубежи. В разное время «рыбой» официально считали ондатр, бобров и морских уточек; как, впрочем, и капибар — самых крупных среди нынешних грызунов, эдаких гигантских морских свинок из Южной Америки, способных, нырнув, оставаться под водой цельных пять минут. В сегодняшней Венесуэле водосвинка-капибара — главное блюдо великопостных триумфов… Возможно, из-за всех этих сомнительных махинаций пуритане в 1645 г. упразднили Великий пост вообще.
Если углубиться в историю кулинарии, то можно заметить, что многие рецепты вкусных блюд были изобретены монахами и впервые опробованы в монастырях, что сообщает о том, что и монахи не всегда голодали, даже во время поста. Повергну всего несколько примеров: известный и любимый многими хлеб Бородинский, рыба по-монастырски, ликер Шартрез, какой был впервые изготовлен в Шартрском монастыре и знаменитый Бенедиктин, сделанный монахами-бенедиктинцами (они же занимались разведением пряных растений, многие из каких стали овощными культурами).
Из Библии известно, что проблемы постов учил еще царь Соломон. Он приказал кормить одну группу юношей с царского стола, иную — вегетарианской пищей, чтобы выяснить, какой из этих рационов немало полезен. Ответ дал поединок между юношами: победили вегетарианцы. Это побудило Соломона прибрать из своего рациона скоромную пищу.
Растительная пища очищает организм от зашлакованности. Произнесём, многие африканские народы, которые едят преимущественно овощи и фрукты, почти не мучатся заболеваниями пищеварительного тракта. Священники справедливо отмечают, что вегетарианская диета улучшает интеллектуальные способности. С точки зрения физиологии это объясняется умеренным содержанием питательных веществ в крови при низкокалорийной диете. А если их в излишке, то умственная активность падает. Как гласит пословица: сытое брюхо к ученью тугоухо. Кроме того, растительный рацион или голодание способны врачевать даже шизофрению и эпилепсию. Но полностью отказываться от мясной еды нежелательно, ведь она содержит ряд аминокислот, которых нет в других продуктах.
Четко одно: постный стол для верующего не должен быть обольстительным (а можно ведь из разрешенного перечня соорудить и весьма завлекательные яства), и в то же пора количество и качество еды обязано быть достаточным для полноценного труда, не прерываемого мучениями голода. Никто нас на время поста не освобождает от выполнения домашних и пролетариев обязанностей, а для всего этого нужны силы: самовольно наложенные на себя мирским человеком ограничения, равновеликие монашеским, почитаются за гордыню. Каждый человек должен избрать индивидуальную диету в зависимости от возраста, образа жизни и состояния здоровья.
Удобопонятно, что непросто противостоять соблазнам. Даже среди служителей поклонения встречаются порой «оборотни в погонах». О чем и говорит такая байка.
«Одинешенек человек как-то беседовал со священником и предложил ему закусить и хлебнуть. Был Великий пост, и священник пить отказался. Но хотелось. Посидел он, повертелся на стуле. После говорит:
— Наливайте!
— Так ведь грех в пост-то?!
— Господь позволяет, ежели человек находится в дороге, в пути, — с этими словами поп взял стакан с водкой, быстренько прошелся по комнате туда-сюда, возвел очи скорбь. — Господи, мы в дороге, мы в пути!
Перекрестился. И выпил».
А так же по теме: