Иные мнения автора


Капитальный провал: почему ремонтировать жилье будет не на что 2 мар, 15:21

Проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и то, как было организовано его публичное обсуждение, потребовали одну из самых мощных общественных кампаний в Москве за заключительные годы

Многие далекие от политики горожане теперь ведают, как расшифровывается странная аббревиатура ПЗЗ. А собрания участников публичных слушаний 22 декабря почти повсеместно закончились дебошами. Вызовы полиции, недопуск жителей в зал и стычки граждан со специально нанятыми «приверженцами» проекта ПЗЗ — вот во что вылилось обсуждение одного из базовых документов развития Москвы. Отчего же это произошло?

Что такое ПЗЗ?

Правила землепользования и застройки вместе с Генеральным планом Москвы являются двумя основополагающими документами территориального планирования. Собственно они определяют, где будут строиться новое жилье, социальная инфраструктура, новоиспеченные дороги и станции метро, где будут разбиваться парки и скверы и являться новые зоны отдыха. ПЗЗ — документ градостроительного зонирования. В нем для любой территориальной зоны, на которые разбит город, определяются облики разрешенного использования земельного участка и предельные параметры застройки. Если предельно упростить, то проект ПЗЗ должен глядеть как лоскутное одеяло. Различные цвета участков на плане города означают различные облики территориальных зон — жилые, общественно-деловые, рекреационного назначения и другие. Для любой зоны устанавливается вид разрешенного использования — например, жилая застройка или стройка общественно-деловых объектов.

Кроме того, для каждого участка также указываются предельные параметры землепользования и застройки. Они вводят в себя минимальный размер земельного участка, плотность его застройки (в квадратных метрах), предельную вышину, а также максимальный процент застройки данного участка. Таким манером, после утверждения ПЗЗ любой гражданин: и житель, и инвестор, и чиновник — может легковесно определить, возможно ли новое строительство и в каких объемах в любом квартале города.

‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}

if (!window.jwplayer.key) window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;

var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006

try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}

try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}

try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}

parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;

s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);

window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}

run();

})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>

Вопреки закону

Однако разработанный Москомархитектурой проект ПЗЗ радикально выделяется от подобных правил в любом другом городе. Вместо лоскутного одеяла на обозрение обитателей города была представлена одноцветная карта расчерченных участков. Подавляющее большинство из них бывальщины помечены буквами «Ф» или «Н», то есть территориальных зон «сохраняемого землепользования» и зон, «для каких градостроительные регламенты не устанавливаются». Оба вида зон отсутствуют как в федеральном, так и в московском градостроительных кодексах и являются изобретением авторов проекта. При этом это изобретение явно противоречит федеральному законодательству. Статья 1 Градостроительного кодекса определяет территориальные пояса как «зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены рубежи и установлены градостроительные регламенты». С другой стороны, ни одного из обликов зон, упомянутых в федеральном и городском градкодексах, в проекте московских ПЗЗ нет.

Аналогичным манером авторы ПЗЗ Москвы поступили и при определении видов разрешенного использования аграрных участков. Список этих видов определен Классификатором обликов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития №540. Однако разработчики столичных ПЗЗ самовольно изменили наименования некоторых видов разрешенного использования земельных участков, а также завели новые виды. Подобное изобретательство прямо противоречит п.2 ст.7 Аграрного кодекса, где сказано, что «виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной воли, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аграрных отношений».

При этом самым массово используемым в проекте ПЗЗ обликом разрешенного использования земельного участка является «использование для нужд заселенного пункта». Такая расплывчатая формулировка позволяет мэрии в дальнейшем увязывать практически любой проект точечной застройки. С другой сторонки, обозначенные буквой «Ф» зоны сохраняемого землепользования лишают чаяний на расселение пятиэтажек. Сохранение существующих параметров землепользования и застройки означает, что на пункте пятиэтажек могут быть построены только дома той же (или меньше) вышины и плотности застройки. Такие параметры застройки делают убыточными проекты реконструкции любого пятиэтажного квартала.

Образцом может служить ситуация с кварталом пятиэтажек №14 в зоне Зюзино. В 2006 году был утвержден новый проект планировки квартала, предусматривавший снос пятиэтажек и стройка новых домов. Параметры новой планировки квартала должны бывальщины войти в состав ПЗЗ. Однако этого не произошло, и территориальная пояс данного квартала оказалась помечена буквой «Ф». На слушаниях в Юго-Западном округе представитель Москомархитектуры наименовал данную ситуацию «ошибкой», однако не смог ответить на проблема, почему она произошла.

Легализация точечной застройки

Принятие проекта ПЗЗ в предложенном городскими волями виде легализует множество проектов точечной застройки, с какими москвичи боролись последние десять лет. Именно эта легализация возбуждает наиболее ожесточенное сопротивление проекту ПЗЗ. Подготовка к «амнистии» точечной застройки была начата волями еще в 2015 году с внесения поправок в Градостроительный кодекс Москвы, сообразно которым все утвержденные до 1 июля 2016 года градостроительные проекты подлежат самодействующему включению в проект ПЗЗ. Это происходит, даже если проект застройки отклоняется от самих правил по каким-либо параметрам.

Параллельно с этим исправлениями усложнялась процедура проведения публичных слушаний. Действовавшая редакция Градкодекса Москвы обязывала воли проводить публичные слушания по общегородским или межрайонным вопросам в любом муниципальном районе. Однако силами фракции «Единой России» в Мосгордуме была зачислена норма, позволившая проводить слушания, в том числе и по проекту ПЗЗ, в одном пункте на 10–12 районов. В итоге помещения для собраний были подогнуты максимально неудобные для большинства жителей. Так, слушания в Юго-Западном округе проходили образцово в 15 минутах езды на автобусе от станции метро «Теплый Стан». А для всех обитателей Западного округа собрание проходило в самом удаленном от середины города районе — Солнцево.

Вдобавок ко всему многие добравшиеся до собрания обитатели не могли попасть в зал, который был заранее заполнен «сторонниками» проекта ПЗЗ. При этом в преддверии слушаний в интернете показались объявления о наборе массовки для участия в слушаниях. За 1500 руб. гражданам предлагалось приехать на собрание, «деятельно отстаивать» проект ПЗЗ и «осаживать выступающих против». В результате собрания в кое-каких округах сопровождались потасовками и даже вызовом полиции. Такого не было даже при обсуждении Генерального плана Москвы в 2009 году, также потребовавшего много критики. Тем не менее сама процедура обсуждения Генплана была немало демократичной. Собрания проходили в каждом районе Москвы, и большинство желающих зачислить в них участие и выступить получили такую возможность.

Следует отметить, что правительством Москвы был оглашён сбор предложений по проекту ПЗЗ через мобильное приложение «Деятельный гражданин». Подобный формат участия в публичных слушаниях не предусмотрен ни федеральным, ни московским градостроительными кодексами. А число организованных предложений фактически не поддается проверке и контролю, что создает возможность для манипуляции итогами публичных слушаний.

Жители и депутаты против ПЗЗ

Системные противоречия предложенного проекта ПЗЗ федеральному и московскому законодательству и нарушения процедуры проведения слушаний уже повергли к массовому протесту жителей и муниципальных депутатов. 15 декабря рекомендация депутатов района Щукино принял отрицательный отзыв на проект Правил землепользования и застройки. Аналогичные отзывы содержались в решениях депутатов зон Тверской, Гагаринский и Зюзино, что явилось уникальной для города ситуацией. Депутат Мосгордумы Елена Шувалова адресовалась в Генеральную прокуратуру с требованием отменить слушания по проекту ПЗЗ из-за бесчисленных нарушений законодательства. Число отрицательных отзывов на проект ПЗЗ к 29 декабря (крайний срок подачи письменных замечаний по итогам слушаний) может составить несколько тысяч.

Если проект Правил землепользования и застройки будет зачислен в исходном виде, это неминуемо приведет к росту конфликтов кругом точечной застройки. Ведь после принятия ПЗЗ градостроительные планы отдельных аграрных участков (ГПЗУ) будут утверждаться без проведения публичных слушаний, что отнимет жителей города возможности оспорить проект и фактически вырвет людей физически защищать свой двор и район от нездоровой застройки. Подобные столкновения и так не редкость в Москве. Однако принятие такого дискусионного проекта ПЗЗ еще усугубит ситуацию.

Оптимальным выходом является отправка на доработку проекта Правил землепользования и застройки и приведение его в соответствие с работающим законодательством и пожеланиями москвичей. Одновременно должен быть заведён мораторий на утверждение новых градостроительных проектов до принятия переделанного проекта ПЗЗ. Это позволит снизить напряженность в обществе и принять сбалансированный документ развития города.

Альтернативный линия, на который, видимо, настроена часть московских чиновников — продавливание проекта ПЗЗ в льющемся виде. Его принятие будет означать легализацию хаотичной точечной застройки по всему городу и ручной способ принятия решения по новоиспеченным проектам в будущем. Такой сценарий усилит конфликт между обитателями города и связкой застройщиков и чиновников. Что чревато массовыми протестами в Москве в преддверии выборов мэра Москвы и президента России в 2018 году.


Точка зрения авторов, статьи каких публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.