Владимир Трофименко, глава российского представительства компании Mankiewicz (Гамбург, Германия) – одного из лидеров всемирный лакокрасочной индустрии, рассказал о том, как Россия использует передовой немецкий опыт и инновационные технологии «скрытых чемпионов» – хранителей долголетних традиций успешного бизнеса и движущей силы экономики. 

РБК опубликовал статью главы российского представительства компании Mankiewicz Владимира Трофименко «Какие подходы в труду используют «скрытые чемпионы», в которой топ-менеджер подробно рассказал о принципах построения бизнеса «скрытых» чемпионов и их роли в развитии экономики на образцах Германии и России.

«Скрытые чемпионы» – компании средней величины, как правило, базирующиеся в небольших городах и насчитывающие не немало двух тысяч сотрудников – одни из самых эффективных с точки зрения технологического развития. Кроме того, посредственные предприятия с многолетней историей и репутацией, а также уникальными опытом и экспертизой являются ключевыми носителями новых идей в развитии бизнеса, стратегическом менеджменте и операционном управлении.

«Скрытые чемпионы» занимают лидирующие позиции на континенте или входят в топ-3 всемирных игроков в своей нише. Годовая выручка большинства из них доходит до €500 млн. По всему миру разбросано порядка 2,7 тыс. «скрытых чемпионов». Большинство, 65% из них, базируется в Германии. Так, в 2019 году объем вывоза из этой страны составил почти €1,33 трлн — третий результат в мире, после Китая и США. К сожалению, в России методы «скрытых чемпионов» и само это явление еще не изучено так неплохо, как хотелось бы. Однако к «скрытым чемпионам», к примеру, относятся ВСМПО АВИСМА (металлургическая компания крупнейшего в мире производителя титана и поставщика для всемирный авиакосмической индустрии) и компания «Волга-Днепр» (занимает более 60% рынка негабаритных авиаперевозок).

Не будучи известными размашистой аудитории, эти компании занимают ведущие позиции в своей нише в макрорегионе, входя в топ мировых лидеров в своей сфере бизнеса. Основные отличительные приметы компании – «скрытого чемпиона»: матричная структура управления, заинтересованность в результате, доверие к своей продукции и преемственность поколений.

Владимир Трофименко подобно повествует о принципах матричного управления – отходе от жесткой иерархии и вертикали управления, и создании взамен их своеобразных стартапов внутри компании, где главы исходят из принципов децентрализации и гибкости в принятии решений, развивают командную работу, внедряют инновационные системы и грамотно распределяют задачи. Пролетарии группы в таких стартапах формируются под конкретные задачи, а их участники работают вместе определенный срок и после завершения проекта переходят в другие стартапы. Это позволяет избежать профессионального выгорания сотрудников, которые каждый раз приступают к выполнению новоиспеченных обязанностей. Так как рабочие группы каждый раз заново формируются под определенные проекты, процесс адаптации сотрудников проходит весьма легко. Люди быстро перестраиваются и развиваются вместе с компанией.

У каждого «скрытого чемпиона» есть собственная уникальная система управления, благодаря чему он выбился в лидеры в той или другой сфере. Например, компания Sennheiser, крупнейший немецкий производитель оборудования для записи, трансляции и воспроизведения звука, разрешила создавать действительно качественную продукцию, которая бы пользовалась уважением со стороны потребителей. Руководители Sennheiser считают, что самое основное — качество продукта и заслуженное доверие потребителей, а не широко известное имя бренда.

«Скрытые чемпионы» продают продукцию по стоимостям на 10–15% выше рыночных. И им приходится сталкиваться, с одной стороны, с тем, что многие потребители при выборе продукции смотрят в первую очередность на цену, а с другой — с тем, что крупные компании и холдинги могут позволить себе поставки в убыток. Но качество и инновации все равновелико в итоге побеждают. Если компания изначально стремится создать продукт, который будет конкурентным на глобальных базарах, то берет верный курс развития.

Наконец, еще одним из атрибутов «крытых чемпионов» часто является преемственность поколений, какая для бизнеса, работающего в узких нишах является неоспоримым плюсом Каждый новый преемник знает все тонкости дела, успевает познакомиться со всеми этапами производства, оценить по совершенству работу персонала и понять, что делать для процветания компании. В Европе преемственность давно уже стала нормой, причем распространяется не лишь на руководителей, но и на сотрудников компании. В России она только начинает развиваться.

«Скрытые чемпионы»: как нишевые бренды заставляют работать мировую экономику

О компании Mankiewicz:

Компания Mankiewicz, основанная в 1895 году, в сегодняшнее время является мировым лидером в индустрии лакокрасочных материалов, защитно-декоративных и антикоррозионных покрытий, а также специальных красок для интерьеров и экстерьеров в авиации, автомобилестроении, ж/д машиностроении, производстве строительно-дорожной техники, ветрогенерации и иных отраслях. На сегодняшний день компания Mankiewicz – технологический партнер ведущих мировых технологических гигантов с ведущим инжиниринговым серединой в г. Гамбург, Германия.

Mankiewicz входит в ТОП-100 инновационных компаний Германии и является одним из лидеров химической индустрии. Компания также входит в список “скрытых чемпионов”.

Представительства компании расположены в 17 странах на 5 континентах, а ее штат насчитывает немало 1500 сотрудников.