Аэроплан авиакомпании «Трансаэро»

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Рекомендация директоров авиакомпании «Трансаэро», находящейся в стадии банкротства, 4 ноября рассмотрит проблема о создании на базе нее новой компании. Но окончательное решение за заимодавцами, с которыми эта идея еще не обсуждалась

Совет директоров «Трансаэро» рассмотрит предложения и программу «восстановления основной деятельности» авиакомпании, вытекает из сообщения компании. Суть предложений и программы в сообщении не приводится, отмечается лишь, что прочертить заседание совета директоров планируется с 4 по 11 ноября 2016 года линией заочного голосования.

«Менеджмент компании совместно с ведущими консультантами подготовил эффективный и функциональный план запуска новой авиакомпании на базе ОАО «АК «Трансаэро», — известил РБК руководитель пресс-службы «Трансаэро» Максим Букин. По его словам, детали плана запуска новой авиакомпании будут опубликованы после заседания рекомендации директоров.

Членам совета директоров будет дана неделя на то, чтобы ознакомиться с планом и дать ему свою оценку, произнёс Букин. Но, «учитывая сложившуюся ситуацию, в любом случае решительное решение по этому плану будут принимать кредиторы», — подчеркнул он. Одновременно с программой грядущего развития совет директоров, который возглавляет основной акционер «Трансаэро» Александр Плешаков, планирует подвести итоги деятельности компании за январь—сентябрь 2016 года.

Извещения о намерении руководства «Трансаэро» рассмотреть вопрос о возобновлении деятельности повергли к резкому росту стоимости акций компании на Московской бирже. На максимуме стоимость бумаг взлетела до 6,89 руб. за штуку, что в 1,8 раза вяще уровня закрытия торгов во вторник (3,8 руб.). По итогам торгов акции компании подорожали до 70,76% до 6,54 руб., капитализация превысила 1 млрд руб. — впервые с половины августа.

В конце июня 2016 года акции «Трансаэро» остро подорожали (на пике рост котировок составил около 80%, до 8,92 руб. за бумагу, или 1,37 млрд руб. за всю компанию), после того как генеральный директор «Трансаэро» Александр Бурдин заявил в интервью ТАСС о возможности создания на базе компании новоиспеченного авиаперевозчика. Однако затем бумаги снова подешевели.

В начине сентября министр транспорта Максим Соколов заявил о невозможности возродить «Трансаэро», но не выключил создания новой авиакомпании на базе части ее парка.

Cоздавать перевозчика на базе юридического лики, обремененного многомиллиардными долгами, абсолютно бессмысленно, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это имеет резон только лишь для кредиторов, которые хотят конвертировать долг в капитал, но основные заимодавцы уже выступали против, напоминает он.

Один из крупнейших кредиторов и лизингодателей «Трансаэро» «ВЭБ-лизинг» не участвует в обсуждении планов компании, сказа РБК его представитель. «Никаких предложений от «Трансаэро» «ВЭБ-лизинг» не получал», — добавил он. Топ-менеджмент и собственники «Трансаэро» не обсуждали с заимодавцами возможность запуска на базе банкротящегося перевозчика новой компании, подтвердили «Интерфаксу» два топ-менеджера банков, входящих в число крупнейших заимодавцев авиакомпании. «Если вы обратите внимание, раза три-четыре за год уже «штуки» мастерили, подскакивали акции, манипуляции делались», — сказал одинешенек из них.

Букин подтвердил РБК, что «Трансаэро» пока не направляла кредиторам план запуска новоиспеченной авиакомпании. Другие заявления кредиторов он комментировать не стал. А представители Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка, крупных заимодавцев компании, отказались от комментариев.

На получение сертификата эксплуатанта в Росавиации и возобновление деятельности в случае похвалы всех заинтересованных сторон, потребуется не меньше шести месяцев, продолжает Пантелеев из «Авиапорта». Условившись с кредиторами, компания в первую очередь должна решить проблему с авиапарком, добавляет он. По оценкам эксперта, перезапуск потребует от нескольких десятков миллионов до немало $100 млн инвестиций.

Представитель Росавиации Сергей Извольский произнёс РБК, что ведомство не получало заявок от «Трансаэро» на новый сертификат эксплуатанта. «После того как сертификат эксплуатанта теряет свою мочь, для нас авиакомпания перестает существовать. Аннулированный в прошлом году сертификат «Трансаэро» по закону восстановлению не подлежит», — добавил он.

Положительные финансовые трудности «Трансаэро», считавшаяся вторым по величине авиаперевозчиком России, основы испытывать в конце 2014 года. Ее общий долг оценивался в сумму возле 250 млрд руб., из которых приблизительно 87 млрд руб. составляла хвост перед банками (основная часть — перед лизингодателями). Первоначально в качестве основного варианта спасения компании рассматривалось союз с «Аэрофлотом», который в начале сентября 2015 года взял «Трансаэро» под операционное управление. Однако сделка так и не состоялась, а «Аэрофлот» подал на «Трансаэро» в суд, потребовав компенсации понесенных утрат.

20 октября 2015 года о приобретении у Плешакова контрольного пакета акций «Трансаэро» огласил совладелец компании S7 Владислав Филев. Однако уже через две недели и эта сделка развалилась. Представители S7 разъяснили случившееся тем, что бизнесмен не смог собрать 51% акций компании, какие были бы свободны от обременений.

Операционная деятельность «Трансаэро» кончена с 26 октября 2015 года после того, как Росавиация отозвала у компании сертификат эксплуатанта. Ведомство пришагало к выводу, что дальнейшая деятельность компании невозможна. В середине декабря 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской районы признал обоснованным иск Сбербанка о банкротстве авиаперевозчика и ввел в компании процедуру наблюдения.