Смена администрации США может потребовать торможение многосторонних переговоров в рамках ВТО, а впоследствии и снижение темпов роста всемирный экономики

После победы Дональда Трампа на президентских выборах возникает масса вопросов к его будущей торговой политике. В его стодневной программе поступков, опубликованной в конце октября, было выделено семь мишеней в этой сфере. Наиболее радикальные из них:

1. Выход из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в первоначальный же день вступления Трампа на пост президента.

2. Пересмотр поз Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) для обеспечения немало выгодных условий американским производителям или выход из соглашения в случае несогласия сторон принять новые условия.

3. Принятие мер в отношении «нерадивого субсидирования» и «незаконного использования интеллектуальной собственности американских компаний» в Китае.

Транстихоокеанское партнерство

Администрация Барака Обамы возлагала вящие надежды на последнюю сессию уходящего состава конгресса, когда еще оставался шанс на достижение прогресса в касательстве ТТП. Однако лидеры обеих партий в конгрессе уже высказались о невозможности ратификации льющейся версии соглашения. Сенатор-демократ Чарльз Шумер на встрече с главами профсоюзов заявил, что эта сделка не получит одобрения. А лидер Республиканской партии Митч Макконелл дал негативный ответ на вопросы о возможности рассмотрения ТТП на последней в 2016 году сессии конгресса.

В то же пора премьер-министр Японии Синдзо Абэ, который является сторонником ТТП, заявил, что попытается уверить избранного президента ратифицировать соглашение. А министр торговли Новоиспеченной Зеландии Тод Макклей на прошлой неделе призвал парламент к ускорению труды над ратификацией соглашения о ТТП.

Впрочем, нельзя исключать и того, что Трамп пересмотрит свою позицию, как это, так, произошло с Бараком Обамой: до вступления на пост президента он был настроен против заточения соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, впоследствии же оно было подмахнуто на несколько других условиях и стало одним из наиболее продвинутых подобных соглашений.

Договоренность о ТТП изначально было инициативой США — ответом на возрастающую роль Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И оно вступит в мочь только в том случае, если на страны, ратифицировавшие соглашение, придется не немного 85% совокупного ВВП всех стран-участниц. Очевидно, что без США соглашение невозможно. А так как на часть партнеров по ТТП приходится более 44% экспорта товаров и 27% вывоза услуг США, маловероятно, что Вашингтон будет готов потерять свои позиции в регионе.

В случае же краха этого проекта другие страны, вероятно, направят усилия на завершение переговоров по ВРЭП (Всестороннее региональное экономическое партнерство), какое является альтернативой ТТП, предложенной Китаем. В случае успешного завершения переговоров по ВРЭП США для сохранения позиций в регионе, скорее итого, станут придерживаться стратегии развития двусторонних соглашений с крупнейшими торговыми партнерами (в частности с Японией, на часть которой приходится 5,2% их торгового оборота).

В отличие от ТТП договоренность о ВРЭП носит менее всеобъемлющий характер. В переговоры не включены такие проблемы, как электронная коммерция, государственные закупки, вопросы труда и занятости, меры торговой защиты, права человека. Потому провал переговоров по ТТП может привести к общему снижению стандартов интернациональной торговли.

NAFTA

Необходимость пересмотра договоренностей Североамериканского договоренности о свободной торговле Трамп обосновывает тем, что, по его мнению, Мексика манипулирует НДС, превращая налог в экспортную субсидию на поставки в США и импортный барьер для американских товаров. На самом деле это не так. На торговлю НДС оказывает такое же воздействие, как и налог с продаж. При этом советники Трампа не считают, что налог с торговель в США является препятствием для импорта или стимулом для экспорта. Кроме того, отдельный мексиканские товары имеют больше конкурентных преимуществ по сравнению с американскими, желая Трамп и связывает это лишь с фискальной политикой.

Несмотря на опасения Мексики и Канады утерять преференциальный доступ на американский рынок, министр экономики Мексики Ильдефонсо Гуахардо заявил, что «выговор не идет о пересогласовании NAFTA» и рассматривается только возможность «разъяснения стратегической важности этой сделки». Канада также согласна пока лишь на обсуждения.

Пересмотр договоренностей по NAFTA может подорвать доверие иных стран к США при заключении с ними в будущем торговых соглашений или совместном участии в многосторонних инициативах.

Торговля с Китаем

Трамп желает ввести меры против Китая в связи с предполагаемой манипуляцией юанем — преднамеренной девальвацией валюты с целью стимулирования экспорта. Однако это не так легковесно доказать, так как с 11 декабря Китай официально может быть признан базарной экономикой. Согласно протоколу о присоединении Китая к ВТО, подписанному в декабре 2001 года, иные страны-члены могут рассматривать Китай в качестве нерыночной экономики до 2016 года.

Отдельные опасения возбуждает применение Китаем недобросовестных субсидий. Администрация Обамы уже винила Китай в их использовании (особенно в сельском хозяйстве) и принимала ответные меры, какие Трамп критиковал как «слишком мягкие». Однако Обама держался более последовательной стратегии — одной из его целей было повышение конкурентоспособности США на азиатско-тихоокеанском базаре при помощи ТТП, которое исключает Китай. Поскольку Трамп выступает против ТТП, какое могло бы стать механизмом для сдерживания Китая, одним из предложений его кампании сделалось введение 45-процентного налога на китайские товары. На практике прочертить такой закон будет крайне сложно, так как право налагать тарифы на иноземные товары принадлежит конгрессу.

Согласно отчету американской Комиссии по интеллектуальной собственности, «каждогодне китайские компании незаконно используют интеллектуальную собственность американских компаний на всеобщую сумму более $200 млрд». Трамп заявил, что будет использовать «все легитимные полномочия президента» для устранения этой проблемы, включая «тарифы и налоги». Это заявление вполне можно интерпретировать как намерение объявить Китаю «торговую брань».

В своих тезисах Трамп делает отсылку, в частности, к разделу 301 Закона о торговле 1974 года, сообразно которому президент США имеет полномочия «принять все необходимые меры, в том числе ответные меры, чтобы нивелировать последствия любых поступков, политики иностранного правительства, которое нарушает международное торговое договоренность, или носит дискриминационный характер, или ограничивает торговлю США». В прошлом ВТО уже критиковала эту норму, однако никаких мер зачислено не было.

Глобальные последствия

Результатом пересмотра приоритетов торговой политики США могут сделаться общая стагнация создаваемых мегаблоков, еще большее торможение многосторонних торговых переговоров в ВТО, переориентация на развитие обоесторонних торговых соглашений и, как следствие, общее снижение экономического роста.

В то же пора можно предполагать, что в интересах развития экономики страны и сохранения доверительных торговых касательств с крупнейшими партнерами США Трамп не будет предпринимать радикальные поступки. В любом торговом соглашении есть как выигрывающие, так и проигрывающие области, поэтому в случае с ТТП, например, необходимо просто найти механизмы перераспределения выгод для американских производителей.


Точка зрения авторов, статьи каких публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.