Коробки с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый этап 2018 и 2019 годов» в Доме правительства РФ перед отправкой в Государственную думу РФ
Бюджетные планы правительства на 2017 год могут очутиться под угрозой, считают эксперты. Как и в текущем году, расходы могут быть разнесены из-за лоббистов и слабого частного спроса в экономике
Спрос рождает палатализация
О том, что Минфин может смягчить политику жесткой бюджетной экономии на предстоящие три года, в своем обозренье вчера указали главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова и аналитик банка Валерия Волгарева. По их суждению, повлиять на это может слабое восстановление потребления. Оборот розничной торговли, по этим Росстата, по итогам первых десяти месяцев текущего года снизился на 4,4% по сравнению с тем же этапом прошлого года. Его падение усилилось по сравнению с сентябрем, когда товарооборот сократился на 3,6%. Это значит, что стране, возможно, придется поддержать частный спрос дополнительными расходами.
Но не лишь проблемы с динамикой спроса населения на товары и услуги могут повлиять на исполнение бюджета. Альфа-банк обращает внимание, что заявка президента Владимира Путина не повышать налоги в ближайшие три года может осложнить консолидацию бюджета и подготовку к вступлению нового бюджетного правила с 2020 года (предусматривает ограничение бюджетных расходов степенью доходов при нефти за $40 минус расходы на обслуживание длинна. — РБК).
Опасения аналитиков вызывают и слова премьер-министра Дмитрия Медведева — из его заявления на заседании фракции «Целой России» в Госдуме следует, что в случае появления дополнительных доходов в бюджете воли могут направить их на дополнительные расходы. «Эти заявления сулят оптимистичность по поводу возврата потребительской модели роста в России, однако они также указывают на потенциал роста инфляционных рисков в перспективе», — строчат Орлова и Волгарева.
‘);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}
if (!window.jwplayer) {
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//content.rbc.medialand.ru/templates_r/jwplayer/jwplayer.js»;
s.type = ‘text/javascript’;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
setTimeout(arguments.callee, 50);
return;
}
window.jwplayer.key = ‘t3/gzoTw74tQdZgYlxSwzsrmSt96w0Y8EcIVQw==’;
var styleStr = «»;
styleStr += «width : auto;»; //2006
try {
if (true === parent.rosbusinessconsulting.config.get(‘articleColumn’)) {
styleStr += » margin-right : 0;»;
}
} catch (e) {}
try {
if (!parent.deviceType) {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += » margin : 0px -110px 0px 0px;»;
} else {
styleStr += » margin : 0px -216px 0px 0px;»;
}
}
} catch (e) {}
try {
if (parent.projectVersion == ‘rbc7’ || parent.bannersVersion == ‘v7’) {
styleStr += ‘ max-width: 770px;’;
}
} catch (e) {}
parEl.style.display=’block’;
parEl.style.cssText += styleStr;
parEl.innerHTML = »;
s = document.createElement(‘script’);
s.src = «//static.videonow.ru/vn_init.js»;
s.setAttribute(«data-profile», «1351319»);
s.type = ‘text/javascript’;
s.defer = true;
parEl.parentNode.insertBefore(s, parEl);
window.addEventListener(«orientationchange», function() {
setTimeout(function () { window.scrollBy(0,1);} ,200);
})
}
run();
})(random);
} else {
(function(d, url) {
setTimeout(function() {
if (window.dfp_sync_var) return;
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’;
s.src = url;
d.parentNode.insertBefore(s, d);
}, 200);
})(d, ‘http://engine.rbc.medialand.ru/code?pid=2006&gid=2&oin=1&rid=’ + random + extra +’&dreferer=’+escape(dreferrer));
}
}
// —>
«Крайне тяжелый» бюджет
Дефицит бюджета в 2017 году должен составить 3,2% ВВП, в 2018-м — 2,2% и 1,2% в 2019-м (с учетом каждогодней докапитализации ВЭБа). Из-за сильного падения бюджетных доходов в заключительнее время «выйти на такие параметры [по дефициту] будет крайне сложно», помечает источник РБК в Минфине. Два источника Reuters говорили, что к президентским выборам 2018 года предельные затраты и дефицит могут увеличиться. Так, по словам сотрудника российского правительства, бюджет на трехлетку носит технический нрав и подлежит пересмотру. Еще один чиновник, знакомый с планированием бюджета, известил агентству, что план на 2017 год более-менее реалистичен, чего невозможно сказать о параметрах 2018–2019 годов.
Как могут вырасти затраты в сравнении с планом, иллюстрирует ситуация с бюджетом этого года. В 2016 году затраты, по оценке Минфина (.pdf), вырастут на 534,7 млрд руб. по сравнению с утвержденными в прошедшем декабре.
Помощница главы Минфина Светлана Никитина произнесла РБК, что параметры бюджета, в частности предельный объем расходов, — это «позиция первого чтения», в каком бюджет уже принят. Таким образом, они не могут быть пересмотрены, подчеркнула она.
Политическое решение
С опасениями экспертов Альфа-банка согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Объем расходов бюджета — это политическое решение, находит она, и успех бюджетной консолидации будет зависеть от тех, кто эти решения принимает. «Если у самых рослых лиц существует понимание того, что консолидация необходима для дальнейшего выживания и приемлемой труды бюджетной системы, тогда они не допустят сильного роста расходов в льющуюся трехлетку, несмотря на выборы и лоббирование», — говорит Суслина.
Сокращение расходов дастся непросто, но мишень по размеру дефицита бюджета вполне достижима, считает заведующий лабораторией бюджетной политики Института Егора Гайдара Арсений Мамедов. «В бюджете стоимость на нефть заложена $40 за баррель, и если она будет рослее, как прогнозирует большинство международных организаций и инвестбанков, то мы получим вяще нефтегазовых доходов. Это позволит и увеличить расходы и сохранить целевой степень дефицита. Такой сценарий вполне вероятен», — находит Мамедов. Несмотря на консервативную цену нефти, сохраняется риск недополучить доходы вкупе с риском перерасхода оружий казны, не соглашается с ним Суслина.
«В бюджет заложен достаточно оптимистичный курс доллара (67,5 руб. в 2017 году. — РБК) — если рублевка будет покрепче, то будет недобор доходов. Более того, в бюджет заложены будет оптимистичные предположения по собираемости НДС и норматив отчисления дивидендов от госкомпаний», — напоминает она. Правительство в этом году повысило планку по выплате дивидендов госкомпаниями до 50% барыши (по РСБУ или МСФО — от большего показателя), но на практике правило так и не заработало. В частности, «Роснефтегазу», «Газпрому» и «Транснефти» удалось уплатить меньше, чем 50% от прибыли, с помощью различных обоснований.
Довольно большое сокращение планируется в части оборонных расходов, напоминает Мамедов. «Большенный вопрос, насколько действительно удастся их сократить, учитывая параметры исправлений в бюджет этого года, когда расходы на оборону увеличивались по сравнению с планировавшимися. Кушать неясность с операцией в Сирии — когда она закончится и какое на это потребуется финансирование», — размышляет он. С ним не согласна Александра Суслина: самостоятельно Минфин не мог зачислить решение о снижении расходов на эту сферу. «Расходы на оборону и безопасность — безотносительно заполитизированные и скрытые. Так что если Минфин закладывает, что удастся снизить затраты, значит, принято решение на более высоком уровне о том, чтобы сокращать финансирование», — находит она.
Требовать больше
Первое решение, предполагающее увеличение кое-каких бюджетных расходов, принял президент Владимир Путин: уже после внесения проекта в Думу он распорядился выдать единовременную денежную выплату 5 тыс. руб. не лишь гражданским, но и военным пенсионерам. На исполнение этого решения в бюджете потребовалось добавочно изыскать 10,3 млрд руб., говорили два собеседника РБК в правительстве. Впрочем, это не значит, что придется увеличивать предельный объем расходов, слаженный правительством, — представители Минфина говорили в Думе, что в бюджете кушать или будут найдены резервы.
Нарастить расходы бюджета спрашивают и депутаты Госдумы. В постановлении, принятом 18 ноября по итогам первого чтения проекта бюджета, они возложили бюджетному комитету и правительству рассмотреть вопрос об увеличении расходований в общей сложности по 25 направлениям. В частности, большего бюджетного финансирования спрашивают здравоохранение, образование, малый бизнес и промышленность, считают парламентарии. Ко второму чтению бюджета, какое намечено на 7 декабря, они также ожидают от правительства «существенного увеличения» ассигнований, какие будут выданы регионам в виде бюджетных кредитов. Правительство предлагало положительное сокращение этого вида поддержки региональных бюджетов: в проекте бюджета на всю ближайшую трехлетку предусмотрено лишь 250 млрд руб. бюджетных кредитов, тогда как на одинешенек только 2016 год запланировано 388 млрд руб.
Каких добавочных объемов финансирования ожидают в Думе, в ее постановлении не сказано; не сообщали о конкретных необходимых суммах и депутаты. Правительство нашло резервы для добавочного финансирования определенных депутатами приоритетов, заверил в ходе обсуждения проекта бюджета в Думе министр финансов Антон Силуанов. Сжать финансирование каких-либо статей бюджета ради увеличения приоритетных депутаты не упрашивали. В проекте бюджета на 2017 год предусмотрено резервирование бюджетных ассигнований на 370 млрд руб., вытекает из заключения бюджетного комитета Думы, из которых 100 млрд руб. могут быть распределены на общеэкономические проблемы по решениям правительства.