После публикации отчетности МТС за третий квартал сделалось ясно, что у всей «большой тройки» выручка в России снизилась. Участники базара и аналитики считают, что дно пройдено и дальше показатели будут выправляться

Для МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» третий квартал очутился сложным, все три компании показали снижение выручки. Для МТС ключевыми негативными факторами сделались снижение потока выезжающих за границу и вынужденное расширение сети торговель.

Худшая динамика за последние пять лет

МТС последней из «большой тройки» опубликовала свою отчетность за третий квартал. Выручка компании в России упала на 0,8%, до 103,1 млрд руб. В МТС вяжут это в первую очередь с падением доходов от роуминга, что в свою очередность вызвано продолжающимся сокращением числа выезжающих за рубеж. По сравнению с третьим кварталом прошедшего года голосовой трафик в роуминге сократился на 27%.

«Сейчас мы мастерим максимум усилий, чтобы дать абоненту различные опции, снижающие стоимость услуг в роуминге. Но те, кто по-прежнему выезжает за рубеж, как бы ни начинали вяще пользоваться связью, не могут компенсировать уменьшение количества выезжающих», — отметил президент МТС Андрей Дубовсков.

В итоге всеобщая выручка группы МТС (включает бизнесы в России, на Украине, в Армении, Туркменистане и Белоруссии) снизилась на 1,3%, до 112,2 млрд руб., по сравнению с тем же этапом в 2015 году. Падение этого показателя зафиксировано впервые с четвертого квартала 2011 года, уточнил представитель МТС. Кроме снижения роуминговой активности свое воздействие оказали расширение розничной сети в России и ослабление показателей зарубежных «дочек». В частности, выручка армянской «дочки» снизилась на 21,6%, туркменской — на 14,5%. В обоих случаях в МТС объясняют это «немощной страновой экономикой». Сказалось также укрепление рубля по касательству к валютам стран, где работают «дочки» оператора.

Из-за падения роуминга и расходов на расширение розничной сети в третьем квартале снизился и показатель OIBDA (операционная барыш до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов): падение составило 5,1% год к году, до 45,7 млрд руб. Маржа по нему составила 40,7%.

Абонентская база группы вытянулась на 2,5%, до 108,8 млн клиентов. При этом количество абонентов МТС в России вытянулось на 2,7%, до 79 млн.

Тренд для «большой тройки»

Ранее о сокращении выручки в России по итогам третьего квартала отчитались два иных участника «большой тройки», которая удерживает более 80% российского базара сотовой и 21% фиксированной связи, исходя из данных агентств ACM-Consulting и «ТМТ-Консалтинг».

У «ВымпелКома» она упала на 1,6%, до 71,2 млрд руб. Среди вин этого в «ВымпелКоме» назвали рост конкуренции на российском базаре и невозможность повысить тарифы из-за нестабильной макроэкономической ситуации. Сентиментальным для компании оказалось и снижение количества трудовых мигрантов в России. Они составляли порядочную часть клиентской базы «ВымпелКома». И по итогам третьего квартала оператор продемонстрировал снижение абонентской базы на 2%, до 58,1 млн клиентов.

Выручка «МегаФона» в третьем квартале снизилась на 0,1%, до 79,9 млрд руб. В компании разъяснили это повышением конкуренции на рынке и изменениями в структуре потребительского спроса. При этом доходы от мобильного интернета «МегаФона» в третьем квартале вытянулись всего на 0,5%, до 21,4 млрд руб. Именно этот сегмент до сих пор почитался драйвером компании (в первом квартале выручка от него вытянулась на 16%, во втором — на 6,2%). Абонентская база «МегаФона» вытянулась на 2,1% по итогам квартала, до 75,5 млн клиентов.

Операторы нащупали дно

Андрей Дубовсков известил, что, несмотря на снижение в третьем квартале, компания «смотрит в грядущей с оптимизмом». МТС подтвердила прогноз, что по итогам 2016 года выручка вытянется на 2–3%.

Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович указывает на то, что у МТС выросло потребление этих: по итогам квартала общий объем дата-трафика увеличился в 2,4 раза, до 181,3 Тб. По суждению эксперта, это могло произойти благодаря тарифу «Безлимитище». «Это позитивно. Даже если МТС в скором поре закроет этот тариф, часть пользователей перейдут на немало дорогие предложения оператора», — отметил Венгранович.

Несмотря на то что с любым кварталом отчетности крупнейших сотовых компаний становятся все хуже и хуже, Венгранович согласен с президентом МТС, что дальней ситуация должна выправляться. «Третий квартал сезонально нехороший, в нем традиционно было много доходов от роуминга, поскольку на него доводится два летних месяца. Из-за снижения влияния этого фактора в четвертом квартале мы можем увидать нормализацию ситуации. Операторы начали точечно поднимать тарифы, что также позитивно отпечатлеется на их финансах», — рассуждает Венгранович.

Он также отмечает, что, сообразно ожиданиям, в первом квартале 2017 года операторы могут приступить оптимизировать свои розничные сети, что позитивно отразится на показателях рентабельности.

Андрей Дубовсков заявил, что МТС не намерена дальней наращивать свою розничную сеть, сейчас состоящую из 5998 торговых точек (1303 выстроены в последний год). «В России избыток салонов. Мы готовы оптимизировать свою сеть, если это не навредит нашему бизнесу», — известил он.

МТС сейчас лидирует в мобильной рознице. Наращивать сеть оператор начинов после того, как прекратил сотрудничество с «Евросетью» и «Связным». 50% первого ретейлера сейчас контролируют «ВымпелКом» и «МегаФон», а «Складной» — Олег Малис, брат президента «Евросети» Александра Малиса. МТС в 2014 году отказалась от сотрудничества с «Евросетью», а в 2015 году — со «Складным», посчитав, что в первую очередь покупателям будут предлагать контракты «ВымпелКома» и «МегаФона».