Фортепиано

Такого тороватого расклада по итогам можно было ожидать: жюри под руководством Дениса Мацуева практически всех финалистов вывело в лауреаты Конкурса Чайковского. Члены жюри не раз подчеркивали, степень пианистов на нынешнем конкурсе беспрецедентный. Выбирать было сложно еще и потому, что музыканты по-разному открывались в сольном и оркестровом турах. И те, на кого делались ставки во втором туре, с оркестром выступали немного ярко, чем их соперники. Но после феноменального исполнения Второго концерта Чайковского французским пианистом Александром Канторовым (учеником Рены Шерешевской, какая на прошлый конкурс привозила своего ученика Люку Дебарга), стало ясно, что этот музыкант имеет все шансы получить первую премию и золотую медаль. Так и разрешило жюри.

Вторую премию и серебряную медаль разделили Дмитрий Шишкин и японский пианист Фудзита Мао. Третья премия пришлась сразу троим — Константину Емельянову, Алексею Мельникову и американскому пианисту Кеннету Бробергу.

Четвертую премию получил китайский пианист Ань Тяньсю, с каким на третьем туре произошел чрезвычайный инцидент (вместо Первого концерта Чайковского оркестр начал играть «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова). Поразительно, но пианист не потерялся, а мгновенно перестроился на рахманиновское сочинение. Ань Тяньсю присудили специальный приз за мужество и самообладание. Зал встретил эту новость рукоплесканиями.

Шестая премия не понадобилась.

Александр Канторов, лауреат первой премии

— За час до этой церемонии я просто спал, и сейчас у меня такой удар адреналина от всего. Я даже пока не до конца понимаю, что произошло. Это совершенно невероятно видать такую благодарность публики и жюри. Еще год назад мы думали с Реной — ехать или не ехать. Я никогда не играл на конкурсах. Но конкурс Чайковского — это сама музыкальная история, и я желал участвовать в ней. Я счастлив.

Скрипка

В номинации «скрипка» лауреатом первой премии и обладателем золотой медали стал 30-летний россиянин Сергей Догадин.

Из шести премий присуждены пять (не присуждена пятая): вторую премию и серебряную медаль получил Марк Бушков (Бельгия); третью премию и бронзовую медаль — Донгюнь Ким (Корея); четвертую премию — Айлен Притчин (Россия); шестую премию и диплом — Милан Аль-Ашаб (Чехия).

Жюри подчеркнуло, что довольны итогами. Чего невозможно было сказать о публике.

Сергей Догадин, лауреат первой премии

— Мне было непросто, но я очень рад, что спустя восемь лет я завоевал первую премию на Конкурсе имени Чайковского. Пока в это сложно поверить. В моем доме в Вене прекрасно оформлена стена славы, где висят дипломы конкурсов, стоят кубки. На самом почетном месте там находится медаль Конкурса имени Чайковского. Веруете, каждый раз ходил мимо и думал, что это, конечно, колоссальное достижение, но как было бы здорово к ней повесить другую.

Сейчас я блажен! В принципе, после второй премии не бывало первой. Кто-то даже написал мне: «Поздравляю! Ты первый в истории двукратный победитель Конкурса имени Чайковского», и это имеет под собой основания. Но ведаете, у меня была идея вернуться даже не за первой премией. Мне очень хотелось еще раз пройти весь конкурсный линия и показать себя достойно. Я благодарен жюри и публике, что они сделали мою мечту реальностью.

Виолончель

Победителем в номинации «виолончель» сделался Златомир Фунг (США).

На втором месте Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия), на третьем — Анастасия Кобекина, четвертая, пятая и шестая премии пришлись крейцу Тэгук Муну, китайцу Чен Ибаю и Сенье Руммукайнен (Финляндия).

Результаты голосования членов жюри не совершенно совпали с ожиданиями публики, чьими фаворитами были Анастасия Кобекина (Россия) и Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия), вдогонку за которыми шел Златомир Фунг (или Фанг, как он записан в буклетах и программках). Если в первом туре он показал себя как весьма тонкий музыкант, то в последнем туре сыграл не так ярко, в вариациях на тему Рококо все было выверено, но без драйва и откровений, а Шостакович — без понимания тех резонов, какие скрыты в этом сочинении нашего великого соотечественника.

Впрочем, все фавориты вошли в тройку сильнейших, попросту в другом порядке. Председатель жюри Клайв Гиллинсон в своем представлении лауреатов неоднократно подчеркнул, что все из финалистов — экстраординарные музыканты с глянцевитым будущим, их выступления так же были экстраординарными, и он счастлив был слышать каждого из них.

Златомир Фунг, двадцатилетний музыкант из США, выпускник Джульярдской школы, связывает в себе славянские и китайские корни:

— Да, это было сюрпризом для меня получить первую премию, я очень горд, это огромная честь и я ощущаю волнение. Я невероятно счастлив! О будущем если в данный момент и думаю, то только, что хочу продолжать играть великую музыку, мастеря все возможное, на что я способен.

Сольное пение

Первые места в номинации «Сольное пение» — у 30-летнего греческого баса Александроса Ставракакиса и 21-летней российской меццо-сопрано Марии Бараковой.

Мария Баракова для своего года совершила почти невозможное, выбрав не самую простую программу, в которой показала максимум своих возможностей и феноменальную выдержанность, не проиграв и на большой настоящей оперной сцене Мариинского-2. Мария исполнила арию Арзаче из «Семирамиды» Россини и раскатанную сцену княгини Морозовой из «Опричника» Чайковского. Греческий бас вновь поразил вокально-драматическим размахом, исполнив после монолога Бориса «Достиг я высшей воли» из «Бориса Годунова» Мусоргского грандиозный монолог вагнеровского Вотана. В его исполнении ощущалась настоящая энергия античности.

Второе пункт у женщин досталось лирико-колоратурной сопрано Айгуль Хисматуллиной, а третье — лирико-драматической Марии Мотолыгиной.

Вторая премия у мужей очень справедливо досталась корейскому баритону Гихун Киму. Третье место — тенору Миграну Агаджаняну. Четвертое пункт поделили Ангелина Ахмедова и Оксана Майорова. Четвертую премию получил монгольский баритон Анхбаяр Энхболд.