Не ведаю, горевать, или радоваться, но Прощеное воскресенье превратили в мощный информационный повод.

Стоит начать впечатывать «Прощеное воскресе…», как поисковик подсовывает статьи самые экзотические: «Что необходимо обязательно сделать в Прощеное воскресенье 10 марта 2019 года, чтобы не нажить врагов», «Какие блины испечь в заключительный день Масленицы Прощеное воскресенье, чтобы привлечь к себе богатство и успех», «Сильнейший заговор, трудящийся только в Прощеное воскресенье», «Прощеное воскресенье: ритуалы на удачное замужество» и уж совсем феерическое: «Как очистить карму в Прощеное воскресенье»… Целый винегрет, как в детском стишке:

«Клара украла у Карла кораллы,
А Карл у Клары свистнул кларнет,
Карма карала и Клару, и Карла —
Чакрой в сансаре завис Интернет».

Да, подлинно, 10 марта 2019 года у православных в России Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Только вот никакого взаимоотношения ни к карме, ни к заговорам, ни к магическим методикам привлечения на свою голову богатства, успеха и удачного замужества, Прощеное воскресенье не имеет. Сегодняшний день о товарищем. Давайте разбираться.

Хотя православие не имеет ничего общего с магизмом и прагматизмом: «помолись такой-то иконе, и будут тебе и денежки, и удачное замужество», к человеку Церковь всегда крайне внимательна. Всегда учитывает его природу.

Смотрите, позади Масленица с разгульным весельем, размашистыми пиршествами — пусть мяса уже нет на столе, зато сколько лакомств подается к сытным, лоснящимся от жира блинам! Позади Масленица с ее безудержной щедростью общения: родимые и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость Масленой недели со всеми! Впереди долгий линия Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день — Прощеное воскресенье.

Обыкновение просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на тяни период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заблаговременно испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обыкновение, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. И весь день мы слышим: «Извини меня, пожалуйста!» И в ответ: «Бог простит! И я прощаю!» И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь в начинающийся вдогонку за Прощеным воскресеньем Великий пост — время нашего покаяния перед Богом.

И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Удобопонятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Господа. Но тут возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие прикасается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие — те самые родные и не очень, ближние и дальние. Так вот, чтобы быть прощеным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в святилищах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Папа ваш не простит вам согрешений ваших».

Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не непогрешим, мы все виноваты — перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: «…и прости нам длинны наши!», то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: «Мера того, как вы будете прощены, зависит от вас самих!». Только вдумайтесь в слова молитвы «Отче наш», где мы просим Бога: «И извини нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». То есть Бог однозначно предупреждает: «Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего неприятеля, так и сам будешь прощен!».

Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или разобидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: «Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это не могу? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти оскорбление от себя!». Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет оскорбление, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто невозможно — опасно!

Прощеное воскресенье — это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не зацепляя чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу знались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы «подновили в себе ощущение ближнего», и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, корректно, дает возможность это сделать. Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Господь «ждет, что в этот святой день наши сердца отворятся для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с незапятнанным сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: «Прости меня Бога ради!». И сами от итого сердца ответим: «Бог простит! И я прощаю!».